Завод «Абрау-Дюрсо». Фото РИА Новости
Общественная палата предложила запретить регистрацию географических названий в качестве товарных знаков. Такие бренды водят потребителей в заблуждение, поскольку они связывают товар «из города N» с конкретным местом. Однако компания может совершенно не задумываться о локализации производства, об особых свойствах продукции, обусловленных природными условиями и ресурсами региона. Предложения направлены в правительство, Минкультуры, Минпромторг, Роспатент и Суд по интеллектуальным правам, пишут «Известия».
Необходимо оставить только одну категорию интеллектуальной собственности - наименование места происхождения товара (НМПТ), считают общественники. Соответствующие изменения предлагается внести в Гражданский кодекс. Инициаторы также предусмотрели, что закон будет иметь обратную силу, то есть регистрация уже существующих товарных знаков будет аннулирована. Не исключено, что этот вопрос обсудят в рамках «Форума действий» ОНФ.
На данный момент в России сложилась парадоксальная практика: зачастую компании регистрируют в Роспатенте и товарные знаки, и НМПТ. При этом владелец бренда, представленного географическим названием, может выпускать продукцию где угодно. Подобные конфликты возникали вокруг бренда минеральной воды «Сарова», «Адыгейского сыра», игристого вина «Абрау-Дюрсо». Так, компания «Абрау-Дюрсо» обращалась в Палату по патентным спорам с требованием аннулировать регистрацию НМПТ для Абрау-Дюрсо. Ведомство отказалось отзывать регистрацию, отметив, что использование «Абрау-Дюрсо» материала из других регионов может стать основанием для отзыва права использования НМПТ у самой компании.