Рынок франшиз растет и привлекает с каждым годом всё больше новых участников: одни хотят масштабировать свой бизнес, а другие — начать свое дело с нуля с минимальными усилиями и поддержкой опытного партнера. По данным franshiza․ru, в начале 2022 года в России насчитывалось 3095 франшиз. А за 2021-й рынок франчайзинга вырос на 11,3%. В диджитал-агентстве Original Works провели исследование, собрав не только данные по бизнес-показателям, но и данные по интернет-маркетингу, чтобы рассказать, как организаторы франшизы продвигают свой бизнес в интернете. Подробнее — в материале Sostav.
В ходе исследования было проанализировано 633 франшизы из разных отраслей. Это первая выборка, которая была сделана случайным образом. Данную выборку оценивали по 8 параметрам, которые относятся непосредственно к бизнесу. Далее сформировали вторую выборку из первой — отобрали 100 франшиз для более детального исследования с точки зрения интернет-маркетинга. Вторую выборку оценивали дополнительно по 13 параметрам.
Результаты по первой выборке
- Инвестиции
Одна из самых непростых задач при покупке франшизы — это учесть реальный размер необходимых инвестиций помимо паушального взноса.
Самые большие инвестиции приходятся на франшизы из отрасли «Общественное питание». «Розничная торговля непродовольственная» также требует немалых затрат.
А вот самые «доступные» в плане инвестиций отрасли — это «Услуги бизнесу и населению» и «Образование и обучение детей». По мнению авторов исследования, это связано с тем, что в большинстве случаев в данных отраслях нет необходимости покупать дорогостоящее оборудование или нанимать большое количество сотрудников.
- Срок окупаемости
Любому предпринимателю хочется как можно быстрее окупить свои инвестиции и начать получать прибыль. Но оценить срок окупаемости по принципу «6 месяцев — это быстро, а значит хорошо» или «2 года — это долго» не получится, так как в каждой отрасли и нише будут свои нормы с учётом их особенностей.
По данным, собранным из открытых источников, почти половина франшиз из выборки (45,1%) окупается в течение 6 месяцев. При этом во многих случаях срок окупаемости будет увеличиваться с увеличением размера инвестиций.
- Количество открытых точек по франшизе
Число открытых точек во франчайзинговой сети — важный показатель, свидетельствующий о популярности франшизы среди инвесторов, о её стабильности, привлекательности и востребованности концепции.
На рынке преобладают (56,5%) «небольшие» франшизы, у которых насчитывается до 50 открытых точек.
Результаты по второй выборке
- Пакет франшизы
Самый распространенный пункт в составе франшиз — рекламная и маркетинговая поддержка. Она действительно играет немаловажную роль в развитии бизнеса, как для владельца франшизы, так и для франчайзи. Обычно франчайзи не вкладываются в рекламу, так как именно франчайзер поддерживает узнаваемость бренда с помощью различных маркетинговых инструментов.
- Преимущества франшизы
Три самых распространенных преимущества франшиз по версии самих франчайзеров: обучение персонала, постоянная поддержка, рекламная и маркетинговая поддержка.
Каждое преимущество стоит рассматривать в рамках определенной франшизы. Например, первые три пункта будут важны почти для всех франшиз. А вот отсутствие роялти не всегда можно будет причислить к преимуществам, с учётом того, что роялти могут «скрывать» внутри других платежей. Несколько форматов франшизы и собственное программное обеспечение тоже необходимо не для каждой франшизы.
- Тип сайта, на котором представлена информация о франшизе
У 60% франшиз есть отдельный сайт. Возможно, те, кто размещают информацию о франшизе на корпоративном (основном) сайте компании, руководствуются экономией ресурсов, а кто-то — максимально естественным глубоким внедрением франшизы в общую структуру сайта (в том числе на уровне перелинковки).
Также есть единичные случаи, когда:
- информация о франшизе представлена только в каталогах, при этом нет информации на корпоративном сайте (2%);
- информация о франшизе представлена в каталогах, а на сайте — ссылка на pdf-презентацию (1%);
- Лид-магниты
На сайтах франшиз активно используются лид-магниты. Большинство (34%) франчайзеров размещают на сайте один тип лид-магнита. 30% используют два типа лид-магнитов, чуть меньше (28%) используют сразу более двух типов лид-магнитов.
Самый часто встречаемый лид-магнит на сайте франшизы — форма заявки (76,6%). Чаще всего в качестве призыва к заполнению формы используют фразы: «Получить бизнес-план», «Получить презентацию», «Проверить свой город», либо просто используется форма заявки без заголовка — в таком случае скорее всего подразумевается, что человек, зашедший на сайт, уже заинтересован в конкретной франшизе.
- Контент на сайте
Не на всех сайтах можно увидеть какой-то оригинальный и полезный контент, рассказывающий об особенностях франшизы, но у большинства он есть.
Многие франчайзеры размещают на сайте видеоконтент: видеоролики о франшизе, приветственное слово основателя, кейсы партнеров и другое. Это хорошая практика, так как видеоконтент сейчас очень популярен у пользователей.
Также часто можно увидеть описание пакета франшизы и этапов открытия бизнеса, что немаловажно для будущих франчайзи.
- Видимость сайта в поисковых системах
Поисковый спрос на конкретные франшизы невелик, по небрендовым запросам в топе находятся агрегаторы франшиз.
- Способы связи на сайте
Обычно на сайтах есть несколько вариантов, как можно связаться с представителем франшизы. На 25,5% сайтов есть встроенные чаты. Из мессенджеров пользуются популярностью WhatsApp (19,6%) и Telegram (17,6%). Что касается номеров телефонов, то чаще указывают номера мобильных телефонов (17,6%), а вот номер 8−800 мало кто использует (3,9%).
Есть и такие, кто не разместил контактные данные на сайте или странице о франшизе (3,9%). Это не очень удобно для пользователей, так как кому-то может быть проще написать или позвонить с вопросом напрямую, чем заполнять форму. В любом случае лучше быть клиентоориентированными и предоставлять пользователям выбор связи.
- Ведение соцсетей: группа во «ВКонтакте»
У большей части (69%) франшиз имеются группы в «ВКонтакте». 89,4% из них активно ведут группы. 31% тех, кто не присутствует в этой соцсети — это достаточно большой процент франшиз, которые лишают себя возможности общаться с аудиторией и рекламировать свои товары и услуги.
Интернет-маркетинг играет важную роль и для продвижения самих франшиз — их владельцы понимают это и прикладывают определенные усилия в этом направлении. Вопрос лишь в том, какого уровня эти усилия — используют ли они инструменты интернет-маркетинга по-максимуму. Количество франшиз растет с каждым годом, и важно не отставать от конкурентов. Авторы исследования подчёркивают, что им не встретилась ни одна франшиза, организаторы которой не использовали бы возможности интернет-маркетинга ни в каком виде.