И.Клочков. Фото из личного архива
По данным TNS, в Рунете аудитория социальных медиа составляет 34%, в то время как аудитория поисковых систем - 29%. В мире наблюдается такая же тенденция, где самым посещаемым сайтом признан Facebook. Поисковые системы давно стали использовать социальные сигналы для изучения потребностей и интересов аудитории, что позволяет предоставлять пользователю наиболее релевантные (точные) ответы на его запросы.
Все так, но в среде специалистов поискового маркетинга до сих пор не утихают споры о силе влияния социальных сигналов на результаты поиска. С одной стороны, сигналы в социальных сетях поддаются более легкой накрутке, с другой, существующие алгоритмы, особенно в последнее время, стали точно определять нечестную игру в социальных медиа.
По недавним данным от Google в новом алгоритме “Колибри” во время ранжирования (распределения мест в поисковой выдаче) особое значение иметь сигналы из соцсетей. Степень значимости каждого фактора с точки зрения ранжирования ресурса, а также трудоёмкость его использования в целях продвижения приведены в следующей таблице:
Или, что более вероятно, еще сложнее:
Данные алгоритмы позволяют понять, насколько точно поисковая система отслеживает действия пользователя в группе в социальной сети, переходы, "шеринг" (делится контентом - прим. Sostav.ru) и т.д.
При этом, интересно, что специалисты searchengineland предрекают долгую жизнь ссылкам на западе, которые, по словам Александра Садовскго, руководителя поисковых сервисов “Яндекса”, для половины коммерческих тематик в Московском регионе перестала учитывать популярнейшая поисковая система Рунета.
Также исследование по выявлению степени влияния различных сигналов на результаты поиска Google провела компания Searchmetrics. Как и предполагалось на выдачу Google, в первую очередь, влияют сигналы из соцсетей, но при этом для высокой позиции в результатах поиска недостаточно просто иметь страницы в соцсетях. Должен быть хороший "шеринг", переходы, репосты и т.д.
Если раньше основную роль играли ссылочные факторы (напомню, что именно технология считывания значимости ссылающихся на ресурс сайтов - PageRank - помогла Google обойти основных конкурентов, в том числе Yahoo! уже 2002-2004 годах), то сегодня, как мы видим, по результатам исследования Searchmetrics, заявлению Садовского и другим причинам, особую актуальность приобретают социальные сигналы. Перечислим несколько их положительных качеств:
1. Социальные сети помогают быстрее индексировать страницы сайта. Например, на популярном аккаунте Twitter можно выложить ссылку на новую страницу, которую поисковые системы не успели еще ввести в индекс, вы в несколько раз ускорите этот процесс;
2. Социальные сети являются дополнительным источником трафика. Например, только из соцсетей на сайт lenta.ru за февраль 2014, по статистике LiveInternet.ru, было более 3,3% переходов (2 457 431 переход).
3. Значение ссылки из соцсетей практически равнозначно значению ссылки с сайта.
Как отмечали сотрудники “Яндекса”: "Социальные сети становятся все более открытыми для внешнего мира, и от этого все только выигрывают, — говорит Роман Иванов, руководитель коммуникационных сервисов Яндекса. — Сети получают дополнительный трафик и приток новых пользователей, поисковые системы - целый пласт информации, которая нужна для улучшения качества поиска. Мы ожидаем, что интерес людей к поиску социальной и персонифицированной информации будет только расти»”.
Это цитата из пресс-релиза, который был посвящен сотрудничеству “Яндекса” и Facebook, и он показывает отношение поисковой сети к социальным механизмам. В связи с большим “зашумлением” классических факторов ранжирования, поисковые системы стремятся обезопасить релевантность результатов поиска, что приводит к усилению влияния других факторов на поисковую выдачу.
Рекламодателям в интернете отслеживать подобные изменения, чтобы эффективнее распределять рекламные бюджеты и бюджеты поискового продвижения. Шаг за шагом сообщество Рунета переходит к комплексному интернет-маркетингу, к созданию сайтов для людей, а не накрутки отдельных показателей.
Текст: Игорь Клочков, директор по развитию SeoProvider.ru