Профессиональное сообщество на этой неделе обсуждает скандал, связанный с использованием в портфолио агентства Brandcore Russia известных работ, выполненных такими крупными компаниями, как Front:design, ONY и Coruna Branding. Sostav.ru разбирался, почему малоизвестный широкой публике игрок приписал себе ребрендинг «Банка Москвы», «Тинькофф» и других известных брендов.
История началась с того, что один сотрудник брендингового агентства опубликовал на Facebook пост, рассказывающий о неком агентстве Brandcore, которое в своих презентациях для клиентов использует работы других агентств. В частности, речь шла о создании айдентики для компаний финансового сектора и телекоммуникационных услуг.
Одна из подобных презентаций была выложена в Сети (копия имеется в распоряжении Sostav.ru). По нашей информации, она создавалась для привлечения в качестве клиента крупного банка. В документе были работы таких известных агентств, как Front:Design, ONY и Coruna Branding. Среди множества проектов, якобы созданных Brandcore, – ребрендинг Банка Москвы, Тинькофф и «Манго Телеком».
На сайте Brandcore Russia указано, что данная компания является брендинговым агентством с международной партнерской сетью. Однако никаких подробностей о сети нет - с таким же названием в поиске выдается только одно сингапурское агентство, очевидно, никак не связанное с российским "тезкой". Ничего об истории Brandcore и его сотрудниках на сайте нет. По дате создания страницы в Facebook можно понять, что агентство существует как минимум с 2013 года, однако за три года там оставлена всего одна запись со ссылкой на официальный сайт.
На официальном сайте нет портфолио - оно высылается только по запросу. Нет даже адреса агентства, только электронная почта. Тем не менее Sostav.ru удалось связаться с представителем Brandcore, который подтвердил, что агентство действительно включило указанные выше работы в свое портфолио, так как намеревалось сотрудничать с известными специалистами, имеющими отношение к их созданию.
«Работы FD (Front:Design - прим. Sostav.ru) были использованы как опыт бывшего сотрудника FD Сергея Мосякина, которого мы планировали привлечь к работе над нашим проектом. С ONY по меньшей мере были переговоры нашего сотрудника о двух проектах сотрудничества, с Полиной Меркурьевой и Иваном Кривушиным. Работы ONY были использованы также для презентации по проекту, в котором они должны были быть привлечены как подрядчики. Получатель данной презентации получил информацию об авторстве работ. Мы не выдаем работы других компаний за свои», - прокомментировали ситуацию в Brandcore.
Известный эксперт в области брендинга Сергей Мосякин, работавший со многими известными на рынке агентствами, удивился подобному повороту, поскольку, по его словам, не был инициатором создания подобного портфолио и не работает с этим агентством.
Cергей Мосякин, независимый специалист
По тому, что происходит сейчас, ко мне никто за разрешениями не обращался. Но даже если бы Brandcore попросили разрешения, я бы его не смог дать, так как проекты закреплены за агентством и выполнялись не одним мной, а целой командой. А теперь Brandcore пишет, извиняется – они предполагали, что будут со мной сотрудничать.
Агентства, чьи работы были использованы в презентации Brandcore, также возмущены сложившейся ситуацией.
Андрей Кожанов, творческий директор Front:Design
Более того, в презентации заявлен Игорь Ганжа креативным директором, который тоже ничего не знает об этом. Мы общаемся с Максимом Орловым (ONY) и его проектов в презентации Brandcore больше всего. Уверен, что ему есть что сказать этим возмутительным хамам. И ещё, там есть проекты агентства Coruna.
Теперь менеджер Brandcore активно пишет извинительные письма, сетуя на досадную оплошность, в том, что они не указали авторов, и что, на самом деле, они очень хотели сотрудничать с нашими агентствами. Главное, утверждают, что они никак не нарушали авторские права. Помимо этого, утверждают, что все участники поста в fb, "копаются в их нижнем белье". Беспрецедентное хамство. И в этом коллеги по цеху солидарны с моим мнением. Заявиться на рынок как международное агентство с офисами по всему миру и с чужими работами, показывать несуществующий персонал, да ещё утверждать, что это недоразумение... Нет слов.
Cергей Сережин, сооснователь и креативный директор ONY
Почему Brandcore решили, что могут ставить наши работы в портфолио, тем более не указывая авторства, нам непонятно. Еще в январе 2015 года Brandcore писали другому нашему продюсеру запрос о потенциальной продаже прав на айдентику MDM Bank, мы назвали цену и переписка прекратилась. И в том случае мы также не договаривались ни о чем конкретном.
Мы обратились за разъяснениями к клиентам, в частности, к Банку Москвы и «Манго Телеком», создание айдентики которых приписывал в презентации себе Brandcore. Указанные компании опровергли какое-либо сотрудничество с данным агентством.
В пресс-службе Банка Москвы заявили, что организация с Brandcore не работала, а бренд-платформу для Банка Москвы разрабатывало другое агентство. В Mango Telecom сообщили: "Разработчиком нашего фирменного стиля выступало агентство ONY. Мы указаны в числе клиентов на их официальном сайте. Проект для компании «Манго Телеком» также включен в портфолио агентства. Более того, агентство ONY получило серебро за графический дизайн Mango в рамках ежегодного соревнования лучших работ в области дизайна и рекламы ADCR Awards 2010. С брендинговым агентством Brandcore наша компания не сотрудничала".
Представители отраслевых организаций осуждают использование чужих работ в собственных коммерческих целях и призывают не спускать подобные истории «на тормозах».
Алексей Андреев, управляющий партнер агентства Depot WPF, сопрезидент АБКР
Как отраслевая организация, АБКР выступает против таких действий и призывает клиентов работать только с теми подрядчиками, в добропорядочности которых они уверены. К сожалению, еще не придумали механизма, который мог бы на 100% оградить нас от того, что кто-то выдаст нашу работу за свою.
Можно, конечно, пытаться мониторить каждый день возникающие сайты новых студий и отсматривать их портфолио. Можно пробовать судиться с негодяями. Но единственный эффективный способ защиты от такого воровства — пиар. Вашу работу будет сложно присвоить себе, если она у всех на слуху и тесно связана с названием вашей компании.
Однако, мало шансов, что пострадавшие игроки рынка будут отстаивать свои права в судебных инстанциях: ни Front:Design, ни ONY в суд не собираются. Агентства ссылаются на недостаток времени и сил для выяснения отношений.