Иллюстрация Fotolia
Российский рынок LTE фактически монополизирован компаниями «Скартел» (бренд Yota) и «МегаФон», на которые приходится до 99% абонентов в данном сегменте. Всего же по итогам 2012 года число абонентов LTE в России превысило 850 тысяч человек, что составляет менее 1% от мирового показателя. Проникновение 4G в нашей стране не превышает 0,4% от количества активных SIM-карт мобильной связи, говорится в исследовании J’son & Partners Consulting.
В марте 2013 года сеть «Скартела» Yota Networks покрывала 95 городов в 27 субъектах, собственные сети в непарном спектре (TDD-LTE) также запустили МТС и «МегаФон» в Москве. По соглашению «МегаФон» и «Скартел» совместно используют инфраструктуру для развития сетей LTE. Фактически мобильный оператор выступает в качестве виртуального оператора (MVNO), а Yota Networks, в свою очередь, использует существующую инфраструктуру «МегаФона». Сотрудничество между двумя компаниями осуществляется в рамках совместного предприятия Garsdale.
Заключить еще одно MVNO-соглашение со «Скартелом» удалось МТС, однако договоренности были достигнуты только в одном городе – Казани. 1 марта срок соглашения между компаниями истек, тем не менее МТС продолжает оказывать услуги в режиме опытно-коммерческой эксплуатации.
Неспособность операторов договориться со «Скартелом» сдерживает развитие рынка LTE. Кроме того, развитие тормозят ограниченная конкуренция, высокие тарифы, отсутствие мобильных устройств с поддержкой 4G либо их несовместимость с «российскими» частотными диапазонами.
Дефицит частот приводит к необходимости их конверсии (расчищения), распределению на конкурсах, а не аукционах, судебным разбирательствам и другим проблемам.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, компании без LTE-лицензий в среднесрочной и долгосрочной перспективе испытают снижение маржи и отток клиентов. Между тем масштабное строительство собственных сетей LTE начнется не ранее 2015 года, когда завершатся процедуры конверсии и высвобождения частот при переходе с аналогового на цифровое телевидение.
Эксперты ожидают, что к 2015 году доля продаж LTE-устройств в России увеличится с 0,6% до 2%. При этом доля смартфонов с поддержкой LTE составит 15% в общих продажах смартфонов, а на LTE-планшеты придется 8% продаж в данной товарной категории. Согласно оптимистичному сценарию, к концу 2020 года абонентская база LTE в России составит 23 млн пользователей.