Московский рынок телефонов и смартфонов вырос на 8% в 2013 году. Объем продаж составил 36 млрд рублей, в среднем гаджет подрожал на 13% до 7100 рублей. В количественном выражении рынок сократился на 4% ниже и составил 5,1 млн устройств. На долю смартфонов пришлось 50% от общего количества проданных аппаратов и 87% от общей выручки, следует из отчета «Евросети».
Рынок смартфонов в Москве показал прирост на 23% в денежном выражении, при этом средняя цена снизилась на 8% до 12200 рублей. Продажи обычных мобильных телефонов продолжили падение и сократились на 40%. Примечательно, что доля Apple на столичном рынке Москвы превалирует над долями других игроков рынка. В 2013 году американский вендор в смартфонах поднялся с третьего места на второе в натуральном выражении и со второго места на первое в денежном выражении. В сегменте планшетах он смог сохранить первенство даже при снижении доли.
Вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин объясняет приверженность москвичей к Apple несколькими факторами. Во-первых, жители столицы больше других восприимчивы к маркетинговым коммуникациям. Во-вторых, существенную роль играет среднемесячная заработная плата: более 76 тысяч рублей против примерно 39 тысяч по России. Кроме того, Москва была и остается центром старта продаж высокотехнологичных устройств.
Впрочем, нестабильная экономическая ситуация повлияет на положение игроков. «Евросеть» прогнозирует, что в 2014 году московский рынок сотовых телефонов и смартфонов продемонстрирует снижение на 6–6,5% в натуральном выражении. При подобной конъюнктуре рынка возможно ослабление положения Apple и заметное усиление позиций B-брендов. Рост курса доллара приведет к удорожанию модельного рядя Apple, и его устройства станут еще менее конкурентоспособными. Москвичи станут более сдержанными и скрупулезными при выборе товара.
На федеральном рынке вес Apple остается менее значительным: 9% в смартфонах в натуральном выражении, 21% — в денежном выражении. В некоторых регионах доля компании на общем рынке телефонов не превышает 3% в штуках и 15% в выручке – все это результат ценовой недоступности вендора в России.
Наибольшей популярностью в 2013 году на рынке Москвы пользовались смартфоны на OC Android, продажи которых составили 70% в количестве и 60% в выручке от продаж. На втором месте доля смартфонов на базе iOS.
Что касается планшетов, то рынок перешел из активного роста в умеренную стадию. Рост продаж в 2013 году составил 107% в количественном выражении и 55% в денежном, а в Москве эти цифры намного меньше – 42% и 14% соответственно. Лидером рынка остался Apple, снизив свою долю с 35% до 31% в количестве и с 49% до 47% в выручке.
Слайд из исследования "Евросети"