В начале сентября эксперты Центробанка полагали, что экономика быстро восстановится, а Минэкономразвития прогнозировал снижение ВПП. Но после объявления частичной мобилизации сценарий изменился. Как сейчас ведёт себя потребитель и чего ожидать бизнесу, проанализировала команда агентства BrandScience в новом выпуске MDGContext.
Потребитель в новых условиях
Масштабы нового шока, как минимум такие же, как 24 февраля, отмечает Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России, географического факультета МГУ. По данным авторов исследования, после 21 сентября страну покинуло более 233 тыс. россиян:
- 43 603 уехали в Финляндию;
- менее 1 000 — в Сербию;
- более 31 000 — в Турцию;
- 98 000 — в Казахстан;
- 60 000 — в Грузию.
По данным Brand Science Snapshots, зафиксирован существенный рост по таким высказываниям как:
- «Меня пугают возможные фундаментальные изменения в социально-политическом укладе в стране» +12 пп (54% октябрь vs 42% июнь).
- «Меня расстраивает потенциальное отсутствие возможности посещать западные страны» +16% (48% vs 32%).
Кроме того, ЦБ вновь зафиксировал повышение спроса на наличные. 30 сентября их объем вырос в два раза по сравнению со средним значением по месяцу — до 144,8 млрд. Это новый рекорд за последние полгода. Однако в абсолютных значениях спрос далёк от пиковых значений конца февраля этого года — 1,414 трлн на 25 февраля.
По данным Brand Science Snapshots, только 10% опрошенных поменяли способ хранения сбережений после объявления о частичной мобилизации. Тогда как в первые две недели марта 2022 года этот показатель был на уровне 25%, а в период с марта по июнь — 33%.
Кроме того, россияне начали активно скупать успокоительные средства. На 38% выросли продажи на неделе 19−25 сентября в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом августа.
FMCG — уголок стабильности в изменчивом мире
Потребительские ожидания роста цен стали более сдержанными:
- «вырастут умеренно» — 37,4% по сравнению с 33% весной 2022 года;
- «вырастут незначительно» — 17,8% (vs. 8% весной 2022 года);
- «вырастут очень сильно» — 12,4% (vs. 41% весной 2022 года).
Согласно данным Brand Science Snapshots, можно констатировать новую волну опасений нехватки привычных товаров:
- «Меня беспокоит отсутствие привычных товаров в ближайшем будущем» +9% (51% vs 42%);
- «Сейчас нужно успеть купить как можно больше» +9% (24% vs 15%);
- «Сейчас нужно урезать траты, отказаться от излишеств» - ощутимой динамики в доле согласных с высказыванием не наблюдается (61% vs 58%)
Локальное качество товаров остается в приоритете. Более половины товаров (53%) со Знаком качества увеличивают денежные продажи даже без снижения цены и развития дистрибуции. + 22% составляет рост трафика «ВКонтакте» во второй половине сентября (относительно первых двух недель).
Бизнес ожидают новые вызовы
С 2023 года правительство планирует увеличить базу для начисления страховых взносов. Единая предельная величина зарплат, полностью облагаемых взносами, вырастет до 1,92 млн руб. против планировавшихся до жестких санкций 1,57 млн руб.
Минцифры РФ просит руководителей ИТ-компаний и операторов связи позаботиться о мобилизованных сотрудниках: обеспечить их ежемесячными выплатами в размере 80% заработной платы, единовременно выплатить несколько окладов, оформить полисы ДМС для семей.
При этом крупные игроки продолжают расширяться за счет диверсификации. Сервис быстрой доставки «Самокат» разместил на HeadHunter целый ряд вакансий категорийных директоров. В частности, ищут директоров категорий Fashion, «Спорт и отдых», «Зоо», DIY и другие. «Тинькофф» добавил в приложение сервис доставки продуктов: первым партнером стала сеть магазинов «ВкусВилл», в ближайшее время подключат другие крупные сети.