По результатам исследования агентства Initiative на основе АДВ Brand Heat Index за первое полугодие 2018 года, со второго квартала вместе с ослаблением курса рубля россияне стали более обеспокоены экономической ситуацией (27% против 22% в первом квартале). Во втором квартале потребители стали больше экономить как на товарах длительного, так и повседневного спроса (FMCG) за исключением некоторых товарных категорий по сравнению с первым кварталом, зафиксировали аналитики.
При этом в текущем году показатели уровня экономии (% потребителей в возрасте 18−55, которые стали покупать реже/в меньшем объеме/более дешевые марки/продукты/ в более дешевом месте за последний месяц — прим. ред.) в целом не превышают прошлогодние значения, добавляют эксперты.
Среди категорий повседневных товаров во втором квартеле 2018 года россияне стали меньше всего экономить на продуктах питания (-5 п.п.), кинотеатрах (-5 п.п.), алкогольных напитках (-3 п.п.) и парфюмерии (-3 п.п.), больше всего — на автомобильном топливе (+6 п.п.). В товарах длительного пользования в тот же период меньше всего экономили на мебели (-3 п.п.) и автомобильных шинах (-5 п.п.), больше всего — на покупках компьютеров и автомобилей (+5 п.п. и +3 п.п. соответственно).
За июнь-август 2018 года значительно увеличилась доля респондентов, отмечающих, что рост цен за последний месяц был выше, чем ранее. Хотя в первом полугодии 2018 года цены как на продовольственные, так и на непродовольственные товары оставались стабильными: рост индекса потребительских цен был в пределах 1%.
Тем не менее, россияне пока не спешат менять свои предпочтения в выборе товаров. Доля потребителей, выбирающих более дешевые марки и продукты, не изменилась в большинстве категорий. Исключение составили категории косметики, одежды и обуви (+3 п.п.), а также крупной бытовой техники (+3 п.п.).
Что касается расходов потребителей, то, по данным Romir, во втором квартале 2018 года они превысили прошлогодние значения и вернулись на уровень 2015 года, но остались ниже докризисного 2013 года. Однако в августе 2018 года расходы выросли почти во всех регионах России, кроме центрального ФО, где расходы сократились на 4.4%.
Лейла Давыдова, Research Director IPG Mediabrands:
Рынок потребителей — это зеркало экономических изменений в стране. Как мы видим, с ростом курса доллара настроение россиян меняется, появляются опасения в связи с нестабильностью. Вслед за этим люди постепенно (либо сразу в случае резких изменений) меняют свое покупательское поведение, определяя для себя, какое количество потреблять и с какой частотой.
Соответственно, снижение или повышение уровня экономии — это своего рода сигнал для производителей к более тщательному отслеживанию ситуации по своим категориям, а также анализу поведения потребителей в отношении их товаров.
Brand Heat Index (BHI) от АДВ — инструмент для краткосрочного и долгосрочного маркетингового планирования, предназначеный для оперативного отслеживания изменений в восприятии брендов потребителями. Начиная с апреля 2012 года, в рамках проекта каждую неделю производится замер мнения потребителей о 200 брендах в 15 различных товарных категориях. Методикой замера является онлайн-анкетирование 1000 респондентов в возрасте 18−45 лет, проживающих в городах с населением от 500 тыс человек. При этом каждый респондент отвечает на вопросы только по 20 брендам.