Впервые за последние несколько лет россияне «открыли» год с подъема индекса потребительского доверия: в 1 квартале 2014 года он вырос на 4 пункта по сравнению с 4 кварталом 2013 года и на 2 по сравнению с 1 кварталом 2013 года, достигнув отметки в 83 пункта.
Такие выводы сделаны по итогам Исследования глобального потребительского доверия Global Consumer Confidence Survey and Spending Intentions, которое проводилось компанией Nielsen. Всего было опрошено более 30 тысяч потребителей, имеющих доступ к интернету, из 60 стран.
Исследователи считают, что на настроения российских потребителей повлияла Зимняя Олимпиада в Сочи: положительно оценивают для себя перспективы на рынке труда 31% (27% в 4 кв. 2013 года), с 54% до 51% снизилась доля респондентов, считающих, что состояние их собственных финансов в будущем году будет «не очень хорошим» и «плохим», готовы совершать покупки 34% (по сравнению с 26% в 4 квартале 2013 года).
При этом в России 66% опрошенных считают, что страна находится в экономическом кризисе (vs. 65% в 4 кв. 2013 года и 62% в 1 кв. 2013 года), и 51% из них не надеются на то, что в ближайшем году ситуация выправится.
Основные источники беспокойства россиян: национальная экономика (15% vs. 13% в 4 кв. 2013 года), сохранность рабочих мест (11% vs.15% в 4 кв. 2013 года), рост тарифов на услуги ЖКХ (11% vs.12% в 4 кв. 2013 года) и состояние здоровья (11% vs. 10% в 4 кв. 2013 года). Самым заметным изменением в списке источников беспокойства для россиян – с 2% до 6% за квартал – стала угроза войны.
Самое существенное падение Индекса потребительского доверия Nielsen среди 60 стран-участниц исследования зафиксирован на Украине: минус 7 пунктов за квартал и минус 10 по сравнению с 1 кварталом 2013 года до отметки в 56 пунктов. Ухудшилась оценка состояния собственных финансов на ближайший год: 68% ожидают, что оно будет «не очень хорошим» и «плохим» (vs. 61% в 4 кв. 2013). 81% респондентов считают, что сейчас неподходящее время для трат (vs. 75% в 4 кв. 2013 года).
Перспективы рынка труда охарактеризовали как «отличные» и «хорошие» лишь 10% украинских потребителей (vs. 9% в 4 кв. 2013 года). Подавляющее большинство респондентов — 95%, уверено, что в стране экономический кризис (кварталом ранее эта цифра составляла 88%), почти половина (49%) из них не верят в то, что кризис будет преодолен в ближайшие 12 месяцев, а 34% не дали ответа на этот вопрос. Экономическая и политическая неопределенность – вот что вызывает опасения у 24% и 17% украинских респондентов (15% и 3% соответственно в 4 квартале 2013 года). 13% признались, что боятся наступления войны (vs. 1% в 4 кв. 2013 года).
Между тем, в соответствии с исследованиями, Глобальный Индекс потребительского доверия вернулся к своим предкризисным показателям, поднявшись до 96 пунктов в первом квартале 2014 года – это наивысший уровень с первого квартала 2007 года. В 68% странах-участницах исследования Nielsen, зафиксирован спад кризисных настроений (по сравнению с 4 кварталом 2013).