Рынок корпоративного PR сжимается. Остается все меньше пространства для крупных игроков. Сокращение расходов стремительно оптимизировало отрасль. PR-дирекции как российских, так и зарубежных компаний теперь либо рассчитывают на собственные ресурсы, либо дробят комплексные задачи на сегменты, которые по силам малым и недорогим подрядчикам. Сегодня отдавать крупные проекты целиком на откуп лидерам PR-рынка не стремятся даже государственные компании.
В сложившихся условиях наметился заметный поворот PR-компаний в сторону политики. В этом секторе появились и большие деньги, и комплексные проекты «под ключ». В частности, КРОС начал выпуск серии аналитических документов, посвященных электоральным процессам в регионах.
К аналитической работе привлечены менеджеры компании, имеющие существенный опыт в политических технологиях. «Михайлов и партнеры» еще около года назад дополнили состав ТОП-менеджмента фигурами, ориентированными на рынок региональной политики, в т.ч. в сфере долгосрочного сопровождения глав регионов и крупных региональных политических проектов.
Компании, десятилетие работавшие на имидж успешных корпоративных консультантов и пиарщиков, примеряются к старой новой роли политтехнологов.
Ситуация неоднозначная. Корпоративный сектор смотрит с опаской на новые направления своих партнеров: активное участие в электоральных кампаниях бьет по репутации. С другой стороны, политические заказчики с недоверием относятся к предложениям «классических пиарщиков».
Между тем, наметившийся тренд переформатирования пиарщиков в политтехнологов будет долгосрочным и не ограничится масштабными выборами 2016 года. Потенциал политических коммуникаций возрастает благодаря инерции позитивной федеральной повестки, которая все отчетливее расходится с реальной социально-политической ситуацией. Особенно в регионах.
Сохранение политических обязательств перед центром и удержание социально-политической стабильности на местах создают рынок долгосрочного сотрудничества региональных властей с широким кругом пиарщиков и политтехнологов.
Выборы 2016 года, когда к губернаторским кампаниям прибавятся многочисленные депутатские кампании в одномандатных округах, станут пространством конкуренции большого числа команд. Переквалифицированным пиарщикам предстоит противостояние с известными федеральными специалистами и с набирающими силу региональными группами, которые очень болезненно реагируют на внешнее вмешательство.
Впрочем, из-за постоянно усложняющихся условий такие преимущества как потенциал в федеральном информационном пространстве и широкие GR возможности становятся все более привлекательными для заказчиков. Вполне вероятно, что после выборов наиболее перспективной (денежной) коммуникационной нишей станет урегулирование кризисных социально-политических кейсов, которых уже ожидают некоторые московские политтехнологи и пиарщики.
Отдельной нишей стал и Digital-сегмент, не в полной мере прижившийся в политике: здесь есть и «старая гвардия», не придающая никакой роли Интернету, и современное крыло активных деятелей, понимающих ценность репутации в сети. В управлении репутацией также не обойтись точечным сотрудничеством, особенно если речь идет о губернаторском корпусе. Как показывает практика прошлого года, недовольство избранной властью проявляется в регионах практически на следующий день после выборов.
Интернет становится первичной площадкой популяризации недовольства, и для сохранения имиджа работа над репутацией не должна останавливаться после победы. Те из новых губернаторов, кто не продолжил активные Digital-кампании, уже испытывают проблемы с легитимностью (самый яркий пример – Иркутская область).
Политизацию рынка коммуникаций можно было бы сравнить с «возвращением в девяностые». Тогда редко кто из пиарщиков и рекламщиков не имел отношения к политике. Однако традиции, сформировавшиеся в коммуникационном рынке в последние годы, определенно добавят колорита новому тренду.
Ждем представительных мероприятий и престижных отраслевых премий, этических кодексов и «экологичных» подходов. Сможет ли репутационная культура столичной PR-среды модернизировать российскую политтехнологическую традицию или же она уничтожит рынок «чистого» PR в нашей стране – вопрос открытый.
Текст: Эдуард Войтенко, генеральный директор BAIKAL Communications Group