Российская реклама 90-х гг. не только вспоминается с ностальгией телезрителями, но и обладает культовым статусом для нового поколения креативщиков. Ведь то была эпоха становления индустрии, и многих правил, ограничивающих креатора сейчас, тогда не было и в помине.
Поэтому ролики, создаваемые в "дикие" времена зарождающегося российского капитализма, сейчас считаются эталонными. В прошлом году состоялся их первый показ в рамках фестиваля Red Apple, и он вызвал настоящий ажиотаж среди молодежи.
Совсем скоро состоится новый показ рекламы 90-х в парке МУЗЕОН, а пока мы спросили, что о ней думают лучшие представители нового поколения российских креаторов - лидеры национального рейтинга креативности.
Александр Загорский, креативный директор Depot WPF
Я из семьи военного инженера, поэтому мы много переезжали из одного военного городка в другой. Раннее детство я провёл в ГДР, и рекламу того времени не помню, потому что вся она была на немецком — только смутно всплывает в памяти голова светловолосого мальчика арийской внешности из рекламы Kinder шоколада (за 30 лет эта реклама не изменилась).
А вот девяностые пришлись на то время, когда я пошел в школу уже на родине. Конечно же, всё свободное время мы проводили во дворе. Рекламу той эпохи я не помню, хотя помню, как мы с друзьями активно её обсуждали. Мемом того оффлайнового времени был, конечно, «И Сережа тоже…». Но гораздо сильнее врезалась в память другая история.
В те годы активно рекламировали товары для нашего рынка новые. Один из таких продуктов вызывал у меня полное недоумение, я упорно не понимал, что это, о чем говорят в рекламе так обтекаемо и метафорично. Отчетливо помню, как девушки выливали синюю жидкость в какую-то бумажку странной формы. Эта была реклама прокладок и тампонов… Как-то во дворе зашла речь об этой рекламе (не помню почему) и девочки начали пытать нашу компанию мальчишек: а знаем ли мы, что это такое? Мы тупили взгляд, нервно озирались, но, не желая показаться глупыми, предположили, что это шампунь! Девочки же только хихикали над нами, явно демонстрируя свое превосходство в обладании сакральными знаниями. На тот момент именно эта реклама была самой интригующий, потому что была непонятной.
Иван Соснин, Креативный директор Red Pepper Creative
Ностальгии по рекламе 90х не испытываю. В детстве она меня скорее пугала: слишком много кадров, ярких цветов, громкая музыка. Но есть один рекламный ролик, который удивил меня спустя много лет после своего выхода.
Думаю, все помнят этот довольно стандартный ролик Ментос.
Все еще тогда напевали: "Ты Ментос съешь и полон сил"(Хотя в песне поется: "Ты с Ментос свеж и полон сил").
Несколько лет назад, уже будучи взрослым, я узнал, что в ролике звучит голос Валерия Кипелова.И именно господину Кипелову мы все подпевали. Это было удивительно открытие, которое порадовало меня и всех моих друзей.
Елена Шиляева, копирайтер TutkovBudkov
Сначала, когда я задумалась о своей любимой рекламе в 90-е годы, мне показалось, что я была вечно голодным ребенком, так как на память приходили только Галина ака буль-буль Бланка с ее потрясающим куриным бульоном или Марс, который раньше позиционировал себя чуть ли не элитным шоколадом. Но потом я вспомнила о своем любимом рекламном шедевре, о рекламе журнала «ТВ-парк». Это было что-то.
Мне нравилось все: и английская речь главного героя, и съемка в лаборатории и все безумные эксперименты с журналом. Но, конечно, больше всего мне нравились 2 вещи: 1 — это красивый парень, а 2 — его чувство юмора. Красивые люди, умеющие шутить над собой — это супер. Пожалуй, именно эту концепцию использует сейчас в своей рекламе Old Spice и, как мы видим, довольно успешно. Честно, я не думаю, что ролики «ТВ-парк» как-то повлияли на мое мировосприятие, но я по-прежнему очень ценю чувство юмора и долю самоиронии в рекламных кампаниях. Умение смеяться над собой и легко относиться к жизни — это то, чего нам всем очень не хватает.
Вторым моим любимым роликом была реклама зубных щеток Colgeit. На мой взгляд — это до сих пор один из самых небанальных роликов на «зубную» тему. Снятая без людей и без типичного перечисления достоинств продукта, эта реклама вызывает гораздо больше доверия и совершенно точно увеличивает мою лояльность по отношению к Colgeit. Шутливый тон и пикантная, но не пошлая концовка, всегда заставляла меня улыбнуться. Я повторюсь, но, на мой взгляд, добрый юмор и неглупая ирония — одни из лучших помощников в рекламе. Заставить людей смеяться — это все равно что подружиться с ними. Разве не этого хотят все компании?
Екатерина Лаврова, PR-директор Depot WPF
Почему-то из всего курса по истории рекламы, который был у нас на журфаке, именно семинар, посвященный девяностым, запомнился мне лучше всего. Возможно, потому что это был семинар, на котором нужно было не изучать что-то, а скорее вспоминать, ведь реклама 90-х — это реклама моего детства. Некоторые ролики того времени до сих пор вызывают смех, некоторые — недоумение, но равнодушными они не оставляют в любом случае. Ну а самыми первыми на ум приходят ролики «Инвайт — просто добавь воды» с обезьяной (как же всегда хотелось попробовать этот не одобренный родителями и вредный напиток) и эксперименты с журналом ТВ-парк (который там, в детстве, конечно, был непонятен, но запоминался своей сумасшедшестью).
Полина Забродская, Associate Creative Director, Publicis Italy
Два моих любимых ролика девяностых – оба часть кампании Русский Проект. Кому не нравится – у того нет сердца. Из этой рекламы можно вынести ценный урок: работайте с хорошими режиссерами – будет вам счастье.
Если говорить про рекламу продукта, а не спекуляцию на скрепах, то лучшие ролики девяностых - реклама ТВ-парк. Когда они только-только появились, мне было лет шесть - тогда до меня не дошел пласт сарказма в полном объеме, но я отчетливо помню вот это ощущение: “Они как-то классно всех стебанули” (было у нас такое слово в ходу). Неизгладимое впечатление.
Алексей Стародубов, Deputy Creative Director BBDO Group
Конечно же телеэфир 90х стал для меня вкусо- и стилеобразующей вещью, особенно программные заставки и ,естественно, рекламные ролики. Так как ТВ было на то время бесплатным и общедоступным каналом коммуникации по внедрению в голову подобного рода контента.
1. ВИD
Одним из самых сильных отпечатков эфира 90х оставила рекламная заставка или просто заставка “Телекомпании ВИD”.
Это было жуткое, но в тот же момент завораживающее зрелище. Отечественный хоррор в 15 секундах.
2. ТВ ПАРК / СЕРИЯ
Серия роликов для ТВ ПАРК - это конечно же вверх абсурда, но который цеплял с первых секунд ролика.
На мой взгляд, она и сейчас даже бы слишком достойно смотрелась на Российском ТВ.
27 июля АКАР и Международный фестиваль рекламы Red Apple приглашают на показ рекламных шедевров 90-х и нулевых.