Ответные санкции России не приведут к оттоку рекламных бюджетов. Запрет на импорт мясной, молочной и другой сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, Норвегии, США, Австралии и Канады, в основном, затронет премиальный сегмент — его доля на российском потребительском и рекламном рынках незначительна. Крупнейшими рекламодателями в данных товарных категориях являются отечественные производители и западные компании, которые имеют заводы в России.
Российский рынок закроется, в первую очередь, для премиальных продуктов из попавших под санкции стран, но в общей массе доля таких брендов не так высока, говорят аналитики Synovate Comcon. «Конкретные бренды назвать сложно, так как многие бренды с иностранными названиями, на самом деле, являются российскими, а многие иностранные бренды имеют свои производства в России — в частности, крупнейшие производители питания. Такие выводы требуют дополнительного анализа», — отмечает директор по маркетингу и коммуникациям Synovate Comcon Людмила Новиченкова.
По данным исследовательской компании, большинство россиян склоняется к отечественным продуктам питания, либо не обращает внимание на страну производства, а предпочтение импортным товарам более выражено в непродовольственном секторе.
Данный тренд отражает текущую ситуацию на рекламном рынке. Согласно TNS Russia, именно российские компании и зарубежные производители, имеющие заводы в нашей стране, составляют ТОП рекламодателей в товарных категориях колбасные изделия («Останкино»), овощи и фрукты (Bonduelle), мясо и птица (Черкизовский АПК), рыба и морепродукты (Главпродукт), орехи и сухофрукты (Московская ореховая компания).
Исключением можно считать только молочную продукцию — в ТОП-5 рекламодателей входит Valio (4,1% от объема бюджетов товарной категории). Финская компания частично сократит присутствие на российском потребительском рынке из-за приостановки производства на заводах в Финляндии и Эстонии, которые выпускают продукцию для России, однако заводы в Московской области и Гатчине продолжат работу.
Доля Valio на рынке рекламы России всего 0,1%. Объем рекламных бюджетов Arla Foods (бренды Arla, Arla Natura, Apetina, Castello, Lurpak), которая полностью уйдет с российского рынка, еще меньше — 0,02%.
Стоит также отметить, что сами по себе товарные категории, оставшиеся без импорта, довольно мало тратятся на собственное продвижение. Они занимают незначительную долю на российском рекламном рынке: колбасные изделия — 0,3% от всего рынка рекламы, овощи и фрукты — 0,13%, мясо и птица — 0,06%, рыба и морепродукты — 0,04%, орехи и сухофрукты — 0,01%. Самая большая доля у молочной продукции — 2,37% рекламного рынка.