Иллюстрация depositphotos
Минпромторг разработал концепцию Российского национального совета потребительского рынка. Создание некоммерческого партнерства является попыткой организовать саморегулирование отрасли. В частности, предлагается штрафовать участников совета за нарушения добросовестных практик и других правил. Средства из компенсационного фонда планируется выплачивать пострадавшей стороне.
Ритейлеры и поставщики, которые не захотят входить в организацию, столкнутся с жесткими ограничениями. Например, им запретят работать в выходные и праздничные дни, продавать подакцизные товары, открывать новые гипер- и супермаркеты в городах.
Проект концепции получили отраслевые объединения, пишет «Коммерсант». В Минпромторге подтвердили, что работа над документом ведется. Против Совета рынка выступили зампред комитета Госдумы по экономполитике Виктор Звагельский и глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Звагельский полагает, что любая компания сможет легко оспорить ограничения в суде, поскольку они нарушают Конституцию и антимонопольное законодательство. Руспродсоюз и Союзмолоко в целом верят в эффективность такой организации, но предлагают продумать меры стимулирования и наказания.
По идее Минпромторга совет должен состоять из двух палат — розничной торговли, а также производителей и поставщиков. Каждая из них будет разделена на несколько гильдий. Для разрешения споров появится национальный торговый арбитраж. В правление войдут 21 член, при этом министерство получит право накладывать вето на решения.
Помимо запрета торговать алкоголем и табачной продукцией ведомство предлагает лишать «отказников» гарантий защиты во взаимоотношениях с торговыми сетями. Они могут касаться, например, сроков оплаты товаров и размера бонусов. Кроме того, им будет отказано в возможности рекламировать товары в магазинах сетей–членов совета.