«Роснефть» подала многомиллиардный иск к РБК и трем журналистам — авторам статьи «Сечин попросил правительство защитить "Роснефть" от BP». Компания оценила репутационный вред, причиненный публикацией, в 3,124 млрд рублей. Это более половины выручки медиахолдинга за 2015 год, которая составила 5 млрд рублей. Истец изменил требования во время заседания в Арбитражном суде Москвы, пишут «Ведомости».
В РБК пообещали более подробно комментировать ситуацию после изучения официальных документов. Представители «Роснефти» должны передать их суду и ответчику в ближайшие дни.
«Роснефть» попыталась оценить нематериальный ущерб деловой репутации, поскольку доказать размер реальных убытков, подтвердить их бухгалтерскими документами и связать с конкретной статьей очень сложно, говорит управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко.
В случае с оценкой нематериального вреда размер иска ограничен только фантазией истца. Впрочем, истцу все равно придется предъявить какие-то объективные критерии, указывающие, что одна публикация нанесла ущерб репутации. Такие ситуации возможны на волатильном рынке ценных бумаг или b2c-сервисов, где одна негативная статья может тут же привести к оттоку вкладов или клиентов. Но случай с «Роснефтью» явно другой — у нее более стабильный бизнес и ее партнеры вряд ли будут принимать решения на основании данных, взятых из конкретной публикации.
Иллюстрация depositphotos
Авторами упомянутой статьи, вышедшей в апреле, являются Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова и Максим Товкайло. Они утверждали, что покупателей подлежащих приватизации 19,5% акций «Роснефти» обяжут не заключать акционерное соглашение с BP, владеющей 19,75% госкомпании. Глава «Роснефти» Игорь Сечин, якобы опасаясь, что новый акционер и BP соберут блокпакет, настоял на приобретении доли как минимум двумя азиатскими компаниями или фондами. «Роснефть» сразу назвала статью «ложной», а доводы журналистов — ни на чем не основанными фантазиями, и потребовала опровержения.
Бывший шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская считает иск беспрецедентным. «Абсурдность и избыточность требований (размером с выручку медийной части компании) очевидна. Дальше легко возможен заход на банкротство прибыльного бизнеса. Все сильно смахивает на месть… журналистам — за то, что «оборзели». Хозяину компании — за то, что допустил, позволил», — написала она.
Ранее в сентябре «Роснефть» выиграла дело против газеты «Ведомости». Статью о строительстве дома Сечина в Барвихе признали нарушением права на частную жизнь. Материальных претензий топ-менеджер не предъявлял: он требовал удалить публикацию с сайта, опубликовать информацию о решении суда и уничтожить все экземпляры, имеющиеся в распоряжении редакции.