В 2015 году объем российского рекламного рынка сократится на 17% по сравнению с показателями предыдущего года. К такому выводу пришли в своем исследовании специалисты коммуникационной сети ZenithOptimedia в своем новом прогнозе. Причины: экономическая нестабильность, санкции и антисанкции, отток инвестиций и падение национальной валюты, война на Украине.
При этом глобальный рынок и ключевые мировые рынки коммуникационных услуг покажут в текущем году устойчивый рост. Согласно новому прогнозу ZenithOptimedia, глобальный рекламный рынок в 2015 году вырастет на 4,4% по сравнению с прошлым годом, а в 2016 году - на 5,3%. В сравнении с предыдущим прогнозом наметилось незначительное снижение ожиданий по глобальному рынку, и причина все та же - Россия и Украина, плюс замедление в Китае.
В 2016 году, под влиянием летних Олимпийских игр и выборов президента в США, рост глобального рынка увеличится до 5,3%. В 2017 году, прогнозируют эксперты, мировую рекламу ожидает рост на 4,8%. Таким образом, стабильность в развитии мирового рынка сохранится в ближайшие годы несмотря на упомянутые негативные факторы.
Самой динамично развивающейся рекламной категорией является онлайн-видео. Ее рост обусловлен ростом количества мобильных устройств и бурным развитием сегмента мобильного видео. В период с 2015 по 2017 гг. онлайн-видео будет расти в среднем на 29% в год. К 2017 году объем этого рынка достигнет 23,3 млрд долларов.
«Онлайн-видео сочетает в себе эмоциональную вовлеченность, которую обеспечивает телевидение с возможностями тагретинга и измеримостью цифровых медиа. Несмотря на то, что телевидение остается лидером мирового рекламного рынка по объему инвестиций, рекламодатели все чаще используют онлайн-видео в дополнение к ТВ-рекламе и как самостоятельный канал», - говорит Стив Кинг, CEO ZenithOptimedia Worldwide.
Восточно-европейский минус
Конфликт в Украине продолжает оказывать разрушительный эффект на рекламный рынок этой страны и восточно-европейскую экономику в целом. По новому прогнозу ZenithOptimedia, в 2014 году украинский рекламный рынок сократится на 62,3% в долларовом выражении.
На российский рынок продолжают оказывать отрицательное влияние санкции Евросоюза и США против России, и контрмеры со стороны России, а также падение цен на нефть и общая стагнация экономики, которые привели к снижению инвестиций и корректировке маркетинговых бюджетов большой части рекламодателей. По новому прогнозу ZenithOptimedia, российский рекламный рынок ждет снижение на 17% в 2015 году по отношению к 2014 году.
Рекламный рынок Белоруссии, одного из стратегических торговых партнеров России, также испытывает трудности. По итогам текущего года объем рекламных инвестиции в Белоруссии сократится на 33,5% в долларах.
На данный момент, доля этих стран в общемировых рекламных инвестициях составляет всего 2,1%, поэтому резкое снижение рекламной активности в России, Украине и Белоруссии оказало негативное влияние на рост глобального рекламного рынка, но не привело к серьезным изменениям динамики его роста.
Россия
Если говорить о конкретных медиа, то самыми депрессивными по своим показателям в 2015 году будут indoor-реклама и реклама в кинотеатрах (-40%), печатные СМИ (-35%) и радио (-35%). Наружная реклама продемонстрирует снижение на 30%, самый большой по объемам размещенных средств сегмент - телевидение - снизится на 19%.
Единственным медиа, которое продолжит расти в кризисном году, будет интернет-реклама, которая прибавит 5%, в первую очередь, за счет контекстной рекламы. В денежном выражении российский рекламный рынок в 2014-2015 гг снизит показатели с 340 млрд рублей до 282 млрд рублей.