Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
08.07.2014 в 11:10

Россияне замечают рост цен на продукты

Nielsen представила исследование потребительского поведения жителей России

37

 

16 тысяч рублей тратит средняя российская семья на продукты питания и товары повседневного спроса, показало исследование ShopperTrends компании Nielsen. Дороже всего продукты обходятся москвичам – более чем в 22 тысячи рублей ежемесячно, дешевле всего – жителям Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону, которые оставляют в магазинах по 12,5 тысяч рублей.

За пределами столицы больше всего денег на продукты тратят в Санкт-Петербурге (20,5 тысяч рублей) и Екатеринбурге (16 тысяч рублей).

По сравнению с 2013 годом затраты на продукты питания и товары повседневного спроса в среднем в России выросли на 2 тысячи рублей (+14%). В Новосибирске был отмечен самый стремительный рост расходов (+24%), в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону затраты жителей по сравнению с 2013 годом почти не изменились.

Примерно половина месячных расходов россиян на продукты питания и товары повседневного спроса уходит на свежие продукты (мясо, рыбу, овощи и фрукты); наивысшая доля свежих продуктов в структуре расходов зафиксирована у жителей Санкт-Петербурга (65%).

Экономить будут не все

Большинство россиян (79%) замечают рост цен на продукты питания и товары повседневного спроса. Чаще других повышение цен отмечали жители Ростова-на-Дону (91%), реже всего – Екатеринбурга (65%).

На рост цен покупатели реагируют по-разному. 40% респондентов в России ответили, что никак не изменили свое покупательское поведение: они приобретают те же товары в прежнем количестве (годом ранее об этом заявляли 34% респондентов).

Россияне, которые все же вынуждены адаптироваться к растущим ценам, чаще всего ищут товары по специальным или сниженным ценам (22%) или начинают покупать только самые необходимые товары, снизив расходы на дорогие продукты (21%).

Покупку товаров по промоакциям в качестве стратегии экономии №1 чаще избирают жители Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. В Нижнем Новгороде, Новосибирске и Екатеринбурге наибольшее число покупателей предпочитают экономить на дорогих продуктах, переключаясь на покупку лишь самого необходимого.

Наиболее заметным для россиян стал рост цен на свежую продукцию: 40-50% опрошенных изменили свое покупательское поведение в отношении этой категории ? стали приобретать только самое необходимое, искать специальные предложения и выбирать магазины с низкими ценами.

«Нет ничего удивительного в том, что покупатели в России, как и во всем мире, внимательны к ценам на продукты и в большинстве случаев фиксируют их рост. Здесь интереснее рассмотреть российского покупателя в более широком контексте и обратить внимание на тот факт, что продукты питания – далеко не самая популярная статья сокращения расходов в нашей стране. Желая сэкономить, россияне чаще всего ограничивают траты на новую одежду, развлечения вне дома и выходные/кратковременный отдых и только потом сокращают бюджеты на продукты. Сигнал задуматься по поводу чувствительности российского покупателя к ценам есть, но беспокоиться пока преждевременно», ? поясняет Марина Ерскова, руководитель направления «Управление эффективностью в местах продаж» Nielsen Россия.

Одни магазины любят, а в другие ходят

Супермаркеты и гипермаркеты остаются основными каналами торговли – в них покупатели тратят соответственно 33% и 32% своих бюджетов на продукты питания и товары повседневного спроса. Гипермаркеты наиболее популярны в Санкт-Петербурге (55%) и Ростове-на-Дону (42%), супермаркеты – в Екатеринбурге (57%) и Новосибирске (56%). В Нижнем Новгороде дискаунтеры (29%) оказались популярнее супермаркетов (21%), хотя наибольшее число жителей этого города отдают предпочтение гипермаркетам (33%).

В Москве бюджеты покупателей перераспределились из супермаркетов (34%) и гипермаркетов (29%) в пользу дискаунтеров, доля которых выросла с 15% в 2013 году до 25% в 2014-м.

Чтобы выяснить, какие магазины россияне любят больше всего, Nielsen составил для каждого из них Индекс капитала марки, который основан на измеряемых показателях – эмоциональной лояльности к магазину (собственное предпочтение и готовность советовать магазин знакомым), готовности платить премиальную цену и ездить в магазин издалека. Выяснилось, что москвичи больше всего любят «Ашан», жители Санкт-Петербурга – «О’кей», екатеринбуржцы – «Ашан» и «Кировский». «Магнит» лидирует среди покупателей в Ростове-на-Дону, «Карусель» ? в Нижнем Новгороде, а в Новосибирске первенствует «Лента».

Впрочем, любовь к определенным магазинам часто не означает, что покупатели ходят в них чаще всего и тратят там основные бюджеты на продукты питания и товары повседневного спроса. В ходе исследования выяснилось, что наиболее часто посещаемая торговая сеть в России – «Пятерочка». В Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде «Пятерочку» большинство опрошенных назвали магазином, куда ходили в последний раз за продуктами и товарами повседневного спроса, и магазином с самыми низкими ценами. В Екатеринбурге самым дешевым магазином считают «Ашан», но чаще ходят в «Кировский». Безусловный лидер в Ростове-на-Дону – «Магнит»: его посещают чаще всего и считают магазином с самыми низкими ценами. «Ленту» признали самым недорогим магазином в Новосибирске, но покупки жители Новосибирска чаще делают в «Холидей».

Как угодить покупателю?

Наличие в одном магазине всех нужных товаров и продуктов высокого качества по справедливой цене – вот что является самым главным для российских покупателей в 2014 году. Меньше внимания покупатели стали уделять удовольствию от совершения покупок и обслуживанию, хотя эти атрибуты все еще являются определяющими в выборе магазина, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. В топ-10 вошел и такой фактор, как «хорошее качество готовых продуктов», что также указывает на ориентированность россиян на быстроту, удобство и качество.

В Москве ценят крупный формат магазинов и широкий ассортимент (среди конкретных факторов часто называли такие: «приятно делать покупки», «все, что мне нужно, есть в одном магазине», «нужные товары всегда есть в наличии»). 

в Санкт-Петербурге помимо широкого ассортимента обращают внимание на справедливое соотношение цены и качества («хорошее соотношение цены и качества», «интересные и привлекательные промоакции»).

В Нижнем Новгороде и Екатеринбурге придают значение удобному процессу покупок и программам лояльности (респонденты отмечали такие факторы, как «легко и быстро найти то, что мне нужно», «хорошее обслуживание», «быстрое обслуживание на кассе»). В Новосибирске больше смотрят на качество продуктов и выделяют такие факторы, как «продаются марки высокого качества» и «чистота и гигиена в магазине».

«Несмотря на рост цен на продукты питания и товары повседневного спроса, российские покупатели при выборе магазинов не сосредоточены исключительно на ценниках. Фактор «низкие цены на большинство товаров» оказался лишь на 12 месте в общем списке. Российский покупатель-2014 ценит легкость и быстроту поиска товара, приятный сервис и качество товаров. Снижение цены как тактика привлечения новых покупателей может оправдать себя только в случае, если это не приведет к снижению качества товаров и обслуживания», ? объясняет г-жа Ерскова.

Россияне остаются консервативны в выборе магазинов: в среднем их репертуар состоит из 2-3 точек. Большинство покупателей (90%) за последние полгода не посещали новых магазинов. Новые магазины интересовали россиян только в том случае, если они открывались недалеко от их дома.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.