Российское креативное сообщество в последние годы активно использует тему социальной рекламы для собственного продвижения на международных фестивалях. При этом, внутри страны эти кампании не получают должного размаха в виду отсутствия бюджетов на медийное продвижения. А это значит, что в отношении соблюдения интересов общества они имеют ничтожно малую ценность.
Ранее наш портал отмечал, что есть определенные проблемы с выбором тем креативными агентствами для их дальнейшего продвижения в социуме: наиболее серьезные проблемы российского общества – например, эпидемии наркомании и ВИЧ – попросту игнорируются. Предпочтение отдается спасению животных или другим темам, которые могут вызвать позитивную реакцию со стороны фестивальных жюри.
Однако даже в случае, когда поднимается действительно актуальная проблема, отсутствие бюджетов на медийное продвижение делает важные и нужные проекты недоступными для большинства жителей нашей страны. К примеру: проблема домашнего насилия является одной из наиболее актуальных для нашей страны. Сотни тысяч женщин, детей, стариков ежегодно становятся жертвами побоев со стороны своих же домочадцев. И, казалось бы, креативная работа на эту тему должна охватить всю страну, если проблема настолько глубоко пропитала наше общество.
Один из немногих креативных проектов на эту тему, отмеченный на фестивалях, представляет собой вендинговые автоматы, которые плачут, если их начинают бить нетерпеливые покупатели. Сам формат проекта предполагает, что его увидят не более нескольких десятков посетителей столичных торговых центров, где делают покупки не самые неблагополучные семьи.
В интернете ролик о проекте посмотрели за полтора года менее 70 тыс. раз. Таким образом, аудитория проекта составляет менее 100 тыс. человек (включая статьи в профильных медиа), и она физически далека от тех неблагополучных, бедных семей, которые являются рассадником домашнего насилия. Таким образом, отсутствие бюджета на продвижение привела к тому, что замечательная с точки зрения идеи история не нашла свою ЦА.
Еще один проект на актуальную тему – интерактивный проект против наркомании, в котором зрителям предлагается побывать в шкуре употребляющего наркотики человека. Работа, обласканная профессионалами и фестивалями, осталась за пределами тех каналов коммуникации, которые могли бы обеспечить контакт с целевой аудиторией.
По данным измерителей (в частности, Simularweb) за два месяца существования проекта его сайт посетили около 160 тыс. раз. И одним из основных источников трафика был Sostav.ru, который, конечно же, подробнейшим образом освещал эту работу. При наличии в стране только по официальным данным 3 млн. наркоманов этот проект, при всей своей креативной примечательности, попросту не мог в должной степени повлиять на положение дел. Причина все та же: отсутствие бюджета на продвижение, и ограничение, наложенное выбранным форматом.
Такие истории можно перечислять до бесконечности, благо проектов в сфере public interest российские агентства выпускают десятками за сезон. Однако факты таковы, что некреативные проекты социальной рекламы, создаваемые по заказу государственных или муниципальных структур, из-за своей массовости, обеспечиваемой медийной поддержкой, работают с большей эффективностью.
Например, только сегодня на всю страну прогремел случай из Уфы, когда подросток отказался от самоубийства просто увидев с крыши телефон доверия на простом рекламном щите. Простой номер телефона на обычном баннере 3х6 спас жизнь тинейджера именно потому, что он был в зоне доступа человека, попавшего в сложную ситуацию. А не в местах организованных рекламщиками акций и не на сайтах с хитрым интерактивом.
Иллюстрация: Depositphotos
Самое интересное – у отечественной индустрии есть ресурс для того, чтобы их проекты доходили до адресата, и еще и приносили авторам доход. Ведь у органов государственной власти есть необходимые бюджеты для привлечения внимания к различным, актуальным для российского общества проблемам. И именно они во всем мире выступают основным заказчиком социальных кампаний: достаточно вспомнить исторические проекты «Think!» или «Got Milk!».
Кроме того, у чиновников теперь есть и мотив для сотрудничества с креативщиками: в этом году второй раз проводится Всероссийский конкурс социальной рекламы среди органов государственной «Импульс», организованный МИА «Россия сегодня», и награда на этом конкурсе является существенным достижением для ведомств.
В рамках взаимодействия с конкурсом Sostav.ru запустил серию публикаций, в которой будет детально разбирать аспекты социальной рекламы и партнерство в этом вопросе с властными органами. В следующем выпуске мы расскажем вам о наиболее успешных кейсах взаимодействия власти и креативной индустрии в мировой и отечественной практике.