В комитете Госдумы по информационной политике решили вернуть законопроект о регулировании оборота big data автору для доработки. Депутаты посчитали, что принятие закона в предложенном варианте усугубит технологическое отставание России и потребует бюджетных вливаний, сообщает «Коммерсант».
Поправками предлагается утвердить определение больших данных и обязать Роскомнадзор вести реестр компаний, которые их обрабатывают. Депутаты посчитали, что создание реестра потребует выделения бюджетных средств, хотя инициатива этого не предусматривает. К тому же проект не получил заключения от правительства России, уточнили в комитете. Эксперты согласились с депутатами, что на Роскомнадзор ляжет дополнительная нагрузка, а вопрос увеличения финансирования ведомства не учтен.
С негативной оценкой поправок выступила и рабочая группа АНО «Цифровая экономика», в которой не видят в проекте предмета регулирования. Обязанности, которые инициатива накладывает на бизнес и владельцев сайтов, «могут стать барьером для развития российских технологий и основанных на них сервисов и услуг». Нестыковка нашлась и в вопросе получения согласия пользователя на передачу его данных.
«Такое согласие не может быть обезличенным, и, следовательно, при его получении фактически будут осуществляться действия, направленные на идентификацию пользователя», — говорится в заключении рабочей группы. Это противоречит запрету на идентификацию конкретного пользователя, заложенному в проекте закона, указывают эксперты.
Кроме того, в Госдуме увидели угрозу для отечественного бизнеса: в случае принятия закона иностранные компании продолжат собирать большие данные пользователей и «разрабатывать на их основе инновационные цифровые продукты», в то время как технологическое отставание России на мировых рынках усугубится.
Напомним, эксперты рекламного рынка отмечали, что в случае принятия закон окажет прямое воздействие на рекламную индустрию. С одной стороны, инициатива депутатов может создать правила игры на рынке данных и закончить период неопределенности. С другой стороны, игрокам рекламного рынка придется перестроиться, поскольку и рекламодателям, и агентствам, и площадкам придется стать операторами данных — сейчас они обрабатывают их самостоятельно.