VR-технологии и 360-градусные видео стали главным технологическим трендом в этом году. Интерес к технологиям, отправляющим в виртуальную реальность, стремительно растет: пользователи готовы смотреть спортивные соревнования, делать 3D-селфи для интернет-шопинга, ходить на виртуальные свидания. VR все чаще появляются в рекламных проектах, создавая для потребителя совершенно новый опыт.
Аналитики говорят о том, что эффективность этого формата уже сейчас значительно превосходит обычные видеоролики. А это значит, что традиционное потребление рекламного видеоконтента в интернете (да и обычного видео) будет уступать виртуальной реальности.
Для начала немного истории
Концепция виртуальной реальности родилась в 1960-х в умах инженеров и писателей-фантастов. Синхронное видение будущего, однако, не означало его тождественность: пока на страницах книг авторы быстро дошли до идей прямого транслирования компьютерной картинки в мозг человека, разработчики с трудом заставляли работать нелепые прототипы, состоящие из проволочных конструкций.
1990-е и начало третьего тысячелетия стало временем выхода виртуальной реальности на широкие массы. В продаже появляются первые шлемы с более или менее приемлемой ценой. Они отличались разнообразием конструкций и габаритов, но имели общие недостатки: низкое разрешение, недостаточную для комфортного использования частоту обновления дисплеев, ограниченную совместимость с имеющимся компьютерным оборудованием и слабую поддержку со стороны производителей программного обеспечения.
Виртуальная реальность пребывала в анабиозе до начала 2010-х, когда её разбудила мода на стереоизображение. Тогда всем показалось, что только через 3D-очки можно увидеть очертания будущего. Именно они, очки, вернули моду на VR-технологии, а первым громким именем эпохи возрождения виртуальной реальности стал амбициозный проект Oculus Rift.
Око в другой мир
В основе Oculus Rift лежит небольшой дисплей, разделённый перегородкой на две части. На каждой из половинок экрана отображается картинка для одного из глаз: это позволяет достигнуть эффекта 3D без затемнений и цветовых искажений. Главным отличием Oculus VR от обычных 3D-очков для просмотра фильмов является отслеживание положения головы с минимальной задержкой, с помощью которого создаётся иллюзия присутствия в виртуальном мире.
Впервые широкую огласку Oculus Rift получили, когда были представлены на краудфандинговой платформе Kickstarter, где собрали почти в 10 раз больше требуемой суммы в 250 тысяч долларов. 22 ноября 2013 года в Oculus VR из студии id Software перешёл создатель легендарных шутеров Doom и Quake Джон Кармак: позже он заявил, что его решение было связано с отказом издательства Bethesda заниматься разработкой игр для очков виртуальной реальности.
Именно покупка Oculus компанией Facebook в 2014 году стала основным показателем роста рынка VR. Также Facebook разрабатывает контроллеры прикосновений, которые должны дополнить уже существующие VR-технологии, которые планируется использовать в шлеме виртуальной реальности. CEO Facebook Цукерберг описал разработку как «совершенно новый уровень погружения».
А в марте 2015 года крупнейший видеохостинг Youtube представил поддержку видео с обзором 360 градусов, которое позволит просматривать ролики под разными углами. Впоследствии аналогичную функцию в своей соцсети запустила и компания Цукерберга.
Первыми в маркетинговых целях технологию VR стали использовать создатели развлекательного контента — кинофильмов и телешоу. 360-градусные видео в качестве промо блокбастеров стали появляться как грибы после дождя сразу после успеха промо-ролика новых «Звездных войн», который был выложен в Facebook и Youtube еще в сентябре прошлого года.
К настоящему времени подобные активности являются уже весьма распространенным явлением среди производителей развлекательного контента. Например, канал HBO анонсировал старт нового сезона самого популярного сериала «Игра престолов» с помощью 360-градусной заставки.
Киноиндустрия высоко оценила возможности VR — уже в этом году было объявлено о запуске съемок 360-градусных фильмов. Порноиндустрия традиционно оказалась быстрее «большого метра»: VR-ролики для взрослых появились на самом популярном порноресурсе Pornhub еще несколько месяцев назад, что существенно повлияло на всю отрасль.
Следом за киношниками VR-технологиями заинтересовали и традиционные бренды: в этой формате выпустила новый каталог IKEA, а авиаперевозчик Etihad Airways снял рекламный фильм, в котором снялась голливудская звезда Николь Кидман. Видео «Reimagine», созданное The Barbarian Group, позволяет зрителям полностью погрузиться в уникальную атмосферу путешествия на борту Airbus A380.
В России технологии 360-ти градусных видео использовались в нескольких рекламных кейсах. Одним из самых запоминающихся стал проект агентства BBDO Moscow и центра психологической помощи «Дела семейные». которые создали видеоролик, напоминающий людям: нельзя отворачиваться, когда видишь, что женщину в семье избивают.
Что дает VR
Активному маркетинговому использованию VR нет и года, однако аналитики уже просчитали эффект его использования для брендов. Аналитическая компания Newswhip выяснила, что популярность постов в соцсетях сегодня обеспечивает видеоконтент, а лидирует тут именно 360-градусные ролики.
NewsWhip проанализировал данные пабликов в Facebook 10 ведущих издателей за прошедший год. Эта группа включает в себя новые медиа — такие, как BuzzFeed и Huffington Post, а также более традиционные — The New York Times, Fox News, ВВС, Guardian
Сегодня VR и 360-градусные видео только входят в маркетинг, однако аналитики отмечают, что развитие этого сегмента неизбежно приведет к замене обычных видео и полной смене модели потребления видеоконтента в интернете.