«Больше не должно быть креативных директоров. Профессия мертва, а ее название неверно - это должен быть куратор», - говорил сооснователь KBS+ Джон Бонд. Его слова могли бы поселить страх в сердцах копирайтеров и арт-директоров, пишет Adweek. Причина - в краудсорсинге, который позволяет передавать энтузиастам значительную часть творческого процесса.
Идею краудсорсинга нельзя назвать новой, но Omnicom удалось превратить ее в полноценный бизнес. В начале октября BBDO Worldwide и Mars запустили краудсорсинговую платформу Flare Studio, где любой желающий сможет создать работу в соответствии с брифами клиентов.
Выбирать победителя будет агентство AMV BBDO, что фактически подтверждает слова Бонда о превращении креативных директоров в простых организаторов. Flare Studio позволит разрушить модель, которая существовала внутри сети.
Благодаря этой модели компания станет более гибкой, считает директор по контенту AMV BBDO Ник Прайс, стоявший у истоков инхаус-сервиса Flare. Напомним, что проект был запущен в 2013 году для собственных нужд группы BBDO Worldwide.
Фото BBDO Group
Новая платформа делает творческий процесс более демократичным. Теперь на интересные кейсы может откликнуться любой продакшен, выпускающий контент для YouTube, или независимый специалист. Тем самым Flare Studio высвобождает ресурсы для важных кампаний, за которые клиент готов выкладывать крупные суммы.
Спрос на разнообразный контент так велик, что агентства зачастую не могут справиться со всеми заказами собственными силами. Так Flare Studio или проекты вроде Tongal и CrowdHere облегчают жизнь и клиентам, и рекламистам. Mars получает доступ к сфере, где присутствие агентств не так заметно. Как отмечает Adweek, Flare Studio воплощает принцип, заявленный председателем и креативным директором BBDO Worldwide Дэвидом Любарсом: «хорошо, быстро и дешево».
Прайс допускает, что не все будет идеально. Однако агентство рассчитывает на определенный уровень работ. Да, креаторы не будут руководить проектом от начала до конца, но контроль качества обязательно будет, а все кампании можно будет называть продуктом BBDO. Еще один немаловажный момент — краудсорсинг позволит агентству не тратить время на проекты, которые для него экономически не выгодны.
Главный стратег Tongal Воан Эмсли провел 25 лет в Saatchi & Saatchi. Он говорит, что за последние пять нагрузка на креативного директора увеличилась в два раза. Специалистам все сложнее работать с таким количеством проектов, поэтому краудсорсинговые платформы вроде Tongal становятся палочкой-выручалочкой.
Обычно агентства смотрят на подобные сервисы как на конкурентов. BBDO может стать исключением, которое только подтвердит это правило, полагает Эмсли. Так значит ли это, что креативный директор — вымирающий вид? По мнению Эмсли, вскоре агентства просто не смогут содержать столько творческих специалистов.
С ним не согласен креадир Crispin Porter + Bogusky Ральф Уотсон: «Существует огромная разница между простым отбором идей и руководством ими. Это не выбор, кем быть - менеджером или творцом». Кроме того, превращение креативных директоров в «кураторов» сведет на нет их функцию наставников, считает Уотсон. Без этого невозможно сформировать доверие к профессии у молодого поколения.