Вячеслав Великий, Rontar: “Мы всегда будем запускать новые проекты, потому что стоять на месте просто скучно...”

2013-04-11 13:04:59 1673

Вячеслав Великий успел поработать предпринимателем, ведущим программистом, менеджером проектов в крупных IT компаниях в Украине и за рубежом. Он запустил несколько успешных интернет-проектов, а сейчас является со-основателем и руководителем интегрированной системы управления интернет-рекламой Rontar. Вячеслав рассказал AIN, как начинал работу в IT-бизнесе, о своих первых интернет-проектах и о том, как продавать интернет-рекламу.

Как Вы попали в интернет-бизнес?

Когда я учился в 7-м классе, в нашей школе организовали специализированный класс программирования, где собрали самых способных к математике детей. У нас был очень интересный преподаватель, который всех, и меня в том числе, заразил своим энтузиазмом.

Помню, в компьютерном классе стояли огромные старые компьютеры. Дети писали программки на бумажке, потом приходили в компьютерный класс, и там стояли в очереди, чтобы вбить свою программу в компьютер и посмотреть, работает она или нет. Чуть позже родители мне купили компьютер, и тогда я уже всерьез заинтересовался и понял, что программирование — это мое. Лет в 13-14 я написал программку для папы, которая позволяла ему оптимизировать налогообложение, и вычисляла, какую часть средств лучше отправить в фонд оплаты труда, какую – в прибыли, и т.д., чтобы в итоге налог получился как можно меньше.

Во время учебы в институте я начал писать программы для банков и сам ездил их устанавливать. Примерно тогда же открыл для себя интернет. Уже тогда пришло понимание, что будущее за интернетом и нужно создавать какие-то интернет-проекты.

Расскажите про свой первый бизнес

Где-то в это же время была попытка создания собственного проекта – каталога на компакт-дисках под названием «КиевИнформ». Тогда интернет только начинал развиваться, и идея состояла в том, чтобы записать на диски много разной полезной информации, например, законодательную базу, данные о товарах и услугах компаний и т.д., то есть создать прообраз каталогов в интернете. Мы написали софт, который позволял всю информацию удобно искать на диске. Как сейчас помню, что записали все эти диски на фирме «Росток», тогда ведь не было записывающих устройств. Мы сразу зарегистрировали фирму, потому что у нас было твердое убеждение, что если ты фирму зарегистрировал, то, значит, бизнес пойдет. Мы сняли офис и набрали в штат курьеров, которые должны были ходить с этими дисками по фирмам, предлагать им купить и подписаться на регулярные обновления. С утра курьеры отправились по маршрутам, а мы сидим в офисе и ждем результатов работы. Приходят вечером курьеры, и результат — «нулевой». Никто ничего не продал. Мы поняли, что, видимо, дело не пойдет, и все это свернули, а диски потом постепенно продали на Петровке.

Почему решили создать собственный проект?

У меня большой опыт работы, как в украинских, так и в аутсорсинговых компаниях за рубежом. Например, около 7 лет назад я работал в Дании, где на позиции менеджера проектов руководил разработкой. Было очень интересно, даже не столько с точки зрения технического опыта, сколько с точки зрения общения. В Дании все население, независимо от возраста, технически грамотное, все стремятся к новым технологиям. Опыт, конечно, очень ценный, но мне не нравилось все время работать на кого-то. Ты создаешь продукт, но не всегда видишь конечный результат. При этом есть текучка: сделал один проект и, если поддержки нет, то начинаешь следующий. Поэтому я решил реализовывать собственные проекты.

Какие проекты уже удалось реализовать до Rontar?

Возникла идея создать интернет-проект. Мы взяли первую попавшуюся тему – мебельный каталог. Тогда в Украине был только один аналогичный ресурс, очень маленький и слабый. Я взялся за изучение языка PHP, и написал первую версию. Она, конечно, получилась страшненькая, но, тем не менее, проект стал расти. Как всегда в подобных проектах, вначале нужно было решить проблему «курицы и яйца»: пока у тебя нет товаров в каталоге, у тебя нет посетителей, а пока нет посетителей, никто товары в каталог добавлять не будет. Поэтому, чтобы как-то заполнить каталог, я самостоятельно перебивал туда товары пяти мебельных сайтов, которые на тот момент в Украине были (их владельцы об этом даже не знали). И через какое-то время сайт начал набирать посещаемость. SEO тогда еще не было развито, поэтому я продвижением не занимался. Каталог рос естественным путем – за счет контента, естественных ссылок, рейтинга мебельных сайтов, что успешно продолжается до сих пор. Конечно, со временем он претерпел многие изменения, и сейчас это ведущий мебельный каталог Украины – ukrmebel.com.

Кроме того, были и другие проекты, в основном каталоги описаний и цен на товары.

Как родилась идея проекта Rontar? С чего все начиналось?

Существует большой риск, что любое изменение алгоритма Google может сильно повлиять на бизнес, который зависит от поискового трафика. Задачей было сделать проект, который будет независимым от поискового трафика. Мы увидели, что на нашем собственном сайте ukrmebel.com есть проблема с управлением рекламой. На тот момент уже были российские и зарубежные системы, но, на мой взгляд, во-первых, они очень неудобные, а во-вторых, платные. Поэтому решили создать простой универсальный инструмент, в рамках которого владельцы сайтов могли бы как управлять рекламой собственных рекламодателей, так и продавать рекламные места на открытом рынке.

Как и когда пришли инвестиции?

Инвестиций как таковых и не было, в проект Rontar мы инвестировали изначально свои деньги, которые заработали на других проектах, и будем продолжать запускать новые проекты, потому что стоять на месте просто скучно.

Кто аудитория проекта?

Система создана для владельцев сайтов, рекламных агентств и рекламодателей. То есть, аудитория проекта – это те, кто предоставляет места под рекламу на сайте, а также люди, которые принимают решения о размещении рекламы и распоряжаются рекламными бюджетами (вебмастера, владельцы сайта, сотрудники отдела продаж в крупных компаниях, менеджеры по рекламе, рекламные агентства, частные рекламодатели и др.).

Опишите бизнес-модель системы Rontar

Это то, чем мы отличаемся от подобных систем в рунете. Наша бизнес-модель близка к тем системам, которые есть на западе – Openx или DoubleClick. Мы предлагаем все основные функции системы бесплатно в обмен на то, что владелец сайта может через нашу систему продавать рекламу сторонним рекламодателям. Причем мы не ставим никаких ограничений, то есть владелец сайта может отклонить предложение рекламодателя и продавать по своей цене. На самом деле это тот вариант, когда всем хорошо: владельцы сайта получают удобную систему управления рекламой, при этом дополнительную возможность заработка через систему. Мы получаем заработок за счет комиссии при продаже рекламы. То есть это win-win strategy, когда все остаются в выигрыше.

Кто сегодня Ваши главные конкуренты в Украине?

В Украине это, в основном, известные российские системы и ряд зарубежных систем – OpenX (версия, которая устанавливается на сервер) и DoubleClick.

Существуют также баннерные сети, но они не являются системами управления рекламой как таковыми, у них другие функции, и сравнивать их с нашей системой будет не корректно. Rontar – первая интегрированная система управления интернет-рекламой, в которую включены функции управления рекламой и автоматической продажи рекламных мест. На рынке рунета у нее нет аналогов.

В чем отличия и преимущества Rontar перед подобными системами, например Adfox, Adriver, DoubleClick?

Во-первых, в отличие от российских систем, мы предоставляем все функции бесплатно. Во-вторых, мы старались сделать интерфейс максимально простым и удобным. Рекламная кампания запускается за 2 минуты. Кроме того, у нас есть система автоматической продажи рекламы. Условно говоря, владелец сайта отмечает, что продает рекламное место по 5 у.е. за тысячу показов, потом ставит виджет или кнопку на свой сайт со ссылкой на его страничку в нашем каталоге. Потенциальный рекламодатель в любое время суток заходит на эту страницу, выбирает в каталоге место, нажимает «купить», загружает баннер, производит оплату и размещается. Эта система очень упрощает работу с рекламодателями, а также позволяет владельцам сайта продать рекламу в том случае, когда, возможно, он и не нашел бы рекламодателя. Рекламодателям надо дать возможность купить рекламу без звонков по телефону, личных переговоров, переписок и отсылок баннеров. Если человек имеет возможность быстро купить рекламу, он ее купит с большей вероятностью.

В отличие от зарубежных систем, Rontar предлагает «зеркала», которые позволяют загружать баннеры с географически более близкого сервера в России и Украине, и соответственно обеспечивает более высокую скорость работы. Кроме того, у Rontar есть много функциональных возможностей, которых нет у DoubleClick в бесплатной версии: это и работа с рекламными агентствами, и рекламные пакеты. Например, владелец сайта может часть показов передать в использование агентству. Доступны все наиболее востребованные форматы интернет – рекламы: как баннерная реклама, так и текстовые объявления. Ну и конечно, преимуществом является оперативная русскоязычная и украиноязычная поддержка по телефонам в Москве и Киеве.

С какими основным трудностями приходится сталкиваться?

Например, если сайт уже использует какую-то российскую систему, и они два месяца настраивали ее под свой сайт, их сложно убедить в том, что с помощью нашей системы это можно сделать за один день. Приходится проводить разъяснительную работу с такими сайтами. Мы входим в уже сформированный рынок, на котором есть сильные игроки, но у нашего проекта есть ряд важных конкурентных преимуществ.

Сколько человек сейчас работает в компании?

Сейчас в нашей команде 10 человек, помимо этого мы сотрудничаем с фрилансерами.

Какой стиль менеджмента в компании?

Я бы назвал это демократическим стилем. Программисты – люди творческие, их нельзя ограничивать. Когда я работал в Дании, мне понравился скандинавский стиль менеджмента, они взяли лучшее от социализма и капитализма, и я стараюсь это привнести в свою компанию. Например, в датской компании, где я работал, были заведены утренние собрания. В неформальной обстановке сотрудники пьют кофе, едят печенье, и по очереди рассказывают о своих достижениях за вчерашний день и планах на сегодняшний. У нас не все воспринимают такое отношение к работе. В свою компанию я стараюсь набирать тех людей, которые мыслят также.

Какой у компании прирост, показатели?

Мы меряем сейчас показатели по количеству запросов, которые генерируют сайты на сервера компании. Сейчас у нас несколько десятков миллионов обращений в сутки, прирост – около 5-10% в неделю. Кстати, недавно Rontar стал участником программы Microsoft Bizspark.

Как оцениваете перспективы украинского рынка интернет-рекламы? Что ждет рынок в ближайшее время?

Отличие украинского рынка интернет-рекламы от российского в том, что он сильно консолидирован, несколько крупных холдингов держат 70% рынка.

В России огромное количество сайтов, которые сами продают рекламу. У нас почти все происходит через крупные сети и холдинги. Еще одна особенность украинского рынка – почти все сосредоточено в Киеве, а регионы развиты очень слабо. В России регионы сильно развиты, там много сильных сайтов, которые могут соперничать со всеукраинскими сайтами по посещаемости. В Украине пользователи в регионах в основном заходят в интернет для использования электронной почты, странички на фейсбуке и т.д., но интернет-торговля развита слабо, а соответственно и интернет-реклама. Кроме того, в Украине большая часть населения – пожилые люди, а среди них крайне мало пользователей интернета, и этот фактор сдерживает развитие рынка интернет-рекламы. Но, несмотря на это, региональный рынок развивается. Уровень проникновения интернета у нас уже относительно высокий. Ежегодно рекламный рынок Украины демонстрирует прирост за счет перераспределения рекламных бюджетов, и оттягивания доли радио, печатной рекламы и частично ТВ. Это касается как контекстной, так и баннерной рекламы. Несмотря на все негативные прогнозы, статистика показывает постоянный рост доли баннерной рекламы. Вообще, во всем мире рекламные бюджеты постепенно смещаются в сторону интернета.

Планируете выходить на новые рынки?

Сейчас мы работаем на украинском и российском рынках, а также на рынках других стран СНГ. До конца апреля планируем закончить вычитку англоязычной версии сайта, поставить отдельный кластер и запустить рекламную кампанию в США. Следующим этапом станет запуск версий на португальском и испанском языках. Рассматриваем также возможность выхода на китайский рынок.

Какие ближайшие цели для Rontar?

Наша цель – наращивание количества сайтов, которые с нами работают. Сейчас идет рост пользовательской базы, и задача – увеличивать темпы прироста. Какие-то конкретные цифры назвать сложно, потому что всегда хочется больше.

источник: www.ain.ua