ДЕНЕГ НЕТ – РЕКЛАМЫ НЕТ – ДЕНЕГ НЕТ – РЕКЛАМЫ НЕТ... и так по кругу

2015-12-09 18:32:34 1684

Вчера мой коллега в FB написал вот такой вот пост: «Клиентский тренд уходящего 2015. Мы хотим это, вот это и ещё это, и вон то, и вот такую ещё фишку знаете + 100500 миллионов прибыли и лучше уже завтра. Нет, на пиар денег нет конечно, откуда они в кризис? Да, и заплатим мы вам за услуги потом когда-нибудь, может быть, частями. Вот так и живем. Хотя нет, я знаю один рецепт для таких клиентов. Если у вас нету денег, привяжите к попе веник, бегите и метите, наметете - приносите. Я слишком люблю и ценю свою работу, для того чтобы она могла стать хобби».


А вы что думаете об этом?

Спорить с тем, что основной тренд рекламного рынка уходящего года можно описать лаконичной фразой «ДЕНЕГ НЕТ» - сложно. Кризис, сами понимаете! Откуда же им взяться в нестабильной экономической ситуации – деньгам-то? Денег нет, а вот реклама нужна, ведь именно она – двигатель торговли. А если торговлю не двигать, то что будет? Правильно – денег, как не было, так и не будет. Получается своего рода замкнутый круг: ДЕНЕГ НЕТ – РЕКЛАМЫ НЕТ – ДЕНЕГ НЕТ… И заказчики всеми силами пытаются экономить, забывая выпить очередную «таблетку от жадности» и требуя (именно требуя, даже не договариваясь) всего, побольше, в рассрочку, а лучше – бесплатно, обещая заплатить когда-нибудь потом, или же предлагая процент от будущих виртуальных продаж. На фоне всего этого вопрос о том, а стоит ли идти на поводу у клиентов и делать для них что-то бесплатно становится особенно актуальным.
На самом деле, ведь большинство рекламных и брендинговых агентств действительно предлагает клиенту массу всего бесплатного. Мы выполняем тестовые задания, дарим свои идеи, сначала разрабатываем логотип, а потом получаем за него оплату, сначала пишем материал и только потом, когда работа уже сделана получаем за него деньги. Мы, например, всегда даем журналиста на пробу – в этом фишка работы с нами. Клиент, привыкший общаться с копирайтерами – мамочками в декрете, менеджерами-неудачниками, по какой-то причине вдруг решившими, что они гениально пишут, часто приходит от профессионального автора в такой восторг, что мы становимся хорошими друзьями. Мы без оплаты делаем 2-3 варианта логотипа, бывает, что разрабатываем макеты корпоративных СМИ, чтобы показать клиенту как все будет выглядеть еще на этапе обсуждения концепции… И это нормально… так работают все.
Но с другой стороны – действительно, ведь приходя в магазин клиент сначала покупает колбасу, а потом ее ест! Или садясь в такси – мы не говорим таксисту после поездки «Да, я конечно хотел на Киевский вокзал, но вот знаете, пока мы ехали, концепция изменилась. Я подумал – на белорусском вокзале я буду смотреться значительно лучше, да и цвет фасада здания там посимпатичнее – отвезите меня туда, и я вам тогда заплачу».
Отсюда возникает вопрос: как на Ваш взгляд – пора ли как-то менять рынок и приучать клиентов к тому, что за все нужно платить? Или же кризис неудачное для этого время?