За свою жизнь я поработала в госсекторе, на частный бизнес, на крупные международные корпорации, на известные российские компании в период экономических кризисов, открыла своё дело, и сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что всё это время мне не хватало мудрых советов о главном: чётко определить свою цель и не распылять ресурсы (силы, время, здоровье) на гонку по вертикали успеха, работать – чтобы жить, а не жить, чтобы работать.
Большинство прочитанных книг было нацелено именно на рост: если карьерный, то непременно топ-менеджмент, если бизнес – то масштаб, охват, миллионные обороты.
«Компания одного человека. Почему не обязательно расширять бизнес» Пола Джарвиса – уникальное в своём роде пособие по эффективности использования человеческих ресурсов, новый взгляд на карьеру, своё дело и самореализацию: больше не значит лучше. И движение «компании одного», как указано в конце книги, набирает сторонников по всему миру.
Точно так же, как меняются традиционные правила, по которым бизнес «должен» работать (и расти), устаревшая, продиктованная страхом логика, согласно которой предпринимательство – опасная авантюра, тоже нуждается в серьезном переосмыслении. Современный человек больше не уверен в том, что к стабильной жизни ведет карьера: получить диплом вуза, найти работу в крупной компании и держаться за нее до самой пенсии. Бизнес далеко не всегда делают устойчивым инвестиции и решение развиваться за счет роста и расширения производства по принципу «чем больше оборот, тем выше доход».
Рост, в его общепринятом значении, нельзя назвать мудрой стратегией, если он происходит бездумно. Результаты исследований в книге показывают, что необдуманный рост – основная причина проблем в бизнесе.
«Что, если вместо этого стремиться к тому, чтобы стать меньше, умнее, эффективнее и устойчивее? Ограниченный масштаб – это не всегда промежуточная ступень или неудача, это может стать конечной целью или выгодной долгосрочной стратегией. Смысл компании одного человека в том, чтобы совершенствоваться в тех направлениях, которые не несут с собой проблемы типичного роста. Можно увеличить доход, радоваться собственному делу, расширить количество ревностных фанатов, работать сосредоточенно, автономно, набираться опыта и при этом не поддаваться стремлению бездумно повышать зарплату сотрудникам, расходы и уровень стресса. Этот подход, как буфер, смягчив силу удара, позволит выдержать изменчивость рынка и процветать даже в тяжелые периоды».
Подход «компании одного» в широком смысле – это модель применения своего потенциала, чтобы быть самодостаточным и ответственным за собственную карьеру. Книгу Пола Джарвиса стоит прочитать не только владельцам малого бизнеса, стартаперам и фрилансерам, но и самому широкому кругу специалистов.
«Компания одного не значит, что только один человек управляет всем бизнесом. Это может быть владелец небольшого бизнеса или группа основателей. Сотрудники, управляющие, члены совета директоров и корпоративные лидеры, которые хотят работать с большей автономией и самодостаточностью, тоже могут использовать принципы компании одного. По сути, если крупный бизнес стремится удержать лучшие умы, он обязан применять некоторые принципы компании одного.
С технической точки зрения каждый должен быть компанией одного. Даже в крупной корпорации вы, по сути, единственный человек, который заботится о ваших интересах и стабильном трудоустройстве. Никто так не заинтересован в том, чтобы вы сохранили работу, как вы сами. Это ваша ответственность – определить свой успех и достичь его, даже в крупной компании».
В книге Пола Джарвиса на примерах самого разного рода бизнесов (фриланс, корпорации, партнерство на аутсорсинге, проектная работа, инфобизнес и т.д.) выстраивается успешная стратегия выживания «компании одного» в любых условиях.
Подробно разбираются бизнес-кейсы, даются чёткие рекомендации:
Например, многие совершенствуют бизнес-проект годами, вкладывая в него всё больше сил и средств, но при запуске он оказывается невостребованным. Гораздо разумнее, утверждает Пол Джарвис, запустить на рынок простую функциональную услугу (продукт), а потом, используя обратную связь от клиентов, усложнять и совершенствовать.
Как вызвать доверие и построить долгосрочные отношения, потому что успешный клиент – залог вашего успеха, а рекомендации – как лучшая реклама.
«Счастье клиентов – это новый маркетинг. Если ваши клиенты чувствуют, что вы заботитесь о них, они останутся с вами и расскажут о вас другим людям. Именно так компании одного могут успешно конкурировать с гигантами рынка – превосходя их по уровню обслуживания».
В книге развенчивается уже избитый миф «делай то, что любишь», потому что далеко не все наши увлечения могут приносить пользу другим, а следовательно, на них не получится зарабатывать. И наоборот: интересная работа, способная изменить жизнь многих к лучшему, со временем превращается в настоящую страсть.
Но главное в книге Пола Джарвиса – это освобождающее мировоззрение компании одного: строить бизнес вокруг своей жизни, а не наоборот.
«Вместо того чтобы думать, какой продукт создать или какую услугу предложить, нужно начать с другого вопроса: какой образ жизни нам подходит и как мы хотим проводить наши дни? Люди обычно начинают с выбора бизнес-модели, а потом жалуются, что каждый день переполнен делами, которые не приносят им никакой радости. Так что пора задуматься, как вы хотите жить и чем вы хотите заниматься, а потом придумать бизнес-модель и масштабируемые системы, чтобы создать продукт, который вы сможете предложить аудитории.
Добившись успеха в малых масштабах, вы сможете добиться успеха, если и когда посчитаете нужным расти. Есть определенный уровень – у каждого свой, в зависимости от жизненных обстоятельств, – когда «больше» уже не влияет на качество жизни. Когда мы достигаем уровня «достаточно», это освобождение».
Заказать на Литрес:
Издательство «Библос»: http://ibyblos.ru/