Готлоб Фреге знаменит в том числе и тем, что сотворил краеугольный треугольный камень учения о знаках. Схема, в сущности, проста: Фреге ввел различение между смыслом и значением, добавил к этому знак, который связан и с тем, и с этим, и получил компактную, стройную и всем вроде бы понятную структуру.
Знаком в данном контексте может быть не только слово, но практически любой объект, связанный с денотатом (обозначаемым) и концептом (или смыслом), т. е. абстрактной идеей. Проще говоря, стол, на котором сейчас стоит мой ноут и чашка кофе, является денотатом, комбинация из четырех букв с т о л — знаком, а сама идея стола — концептом или смыслом. Взаимосвязь между тремя элементами самая прямая. Увидев (или услышав) данную комбинацию букв, мы четко представляем, что имеется в виду, даже если этого предмет непосредственно не наблюдаем. Просто? Более чем. Самое увлекательное в другом: анализ взаимосвязей между элементами схемы дает не только пищу для ума, но довольно быстро может ввести в легкий ступор, рука потянется к крепкому напитку, а сознание — к покорению новых высот.
Герр Фреге отделил предмет от смысла, что и явилось основанием его треугольника, и... денотат тут же исчез под покрывалом Исиды. Оказалось, что реальность его существования не так уж и важна (sic!). Простой пример: коней с крыльями вряд ли кто-нибудь в здравом уме увидит, несмотря на множество легенд и мифов, однако словосочетание «крылатый конь» вполне себе воспринимаемо и имеет довольно четкий смысл. Безденотатные высказывания (=знаки) можно рассматривать как необходимое условие для лжи — явления, без сомнения, негативного, но в рамках треугольника Фреге весьма интересного. Если задуматься, безденотатный знак не так уж легко отличить от его денотатного собрата, иначе всех лжецов давно уже вывели бы на чистую воду. Пока это различие не выявлено, слова лжеца вполне реальны для нас, хотя и не реальны для самого нехорошего человека.
Семиотика, если рассматривать ее как общую теорию знаковых систем, позволяет проводить с этой геометрически жесткой фигурой довольно интересные манипуляции. Треугольник можно «вращать», т. е. рассматривать его в любом направлении, при этом отношения между элементами всегда будут иметь логический смысл. И в самом деле, каждый знак имеет смысл, а смысл может быть отображен с помощью знака; знак имеет свой предмет, а предмет, в свою очередь, может быть обозначен; любой предмет имеет свой смысл (концепт), также как любой концепт в определенной степени предметен.
Дальше — больше. Роль посредника тоже может варьироваться. Привычный вариант, когда знак является посредником между предметом и смыслом, легким движением мысли трансформируется в ситуацию, когда смысл становится посредником между знаком и предметом или предмет между знаком и смыслом. Эти умозрительные построение отлично проиллюстрированы ставшим уже хрестоматийным примером из литературы по семиотике. Дано: звонок, собака и мясо. Звонок звонит, собака, привычная к этому сигналу, идет и берет мясо. Ситуация, казалось бы, интересная скорее для биологии, чем для теории знаковых систем. Если следовать определению знака как посредника между двумя системами, то в данном случае в роли знака выступает... собака, которая связывает звонок и мясо. Парадоксальность вывода будет смущать гораздо меньше, если подумать о наблюдателе, который находится за звуконепроницаемой перегородкой. Не слыша звонка и не видя мяса, но наблюдая действия собаки, он заключает, что звонок прозвенел и мясо подано. По той же схеме воспринимает знак ассистент: не слыша звонка, но видя действия собаки, он понимает что пора подавать мясо.
Превращение треугольника в ориентированный граф будет весьма увлекательным процессом.
Сторона 1 отражает наше восприятие мира, сторона 2 показывает надстраивание знака над смыслом, а сторона 3 представляет интересный процесс, описанный в свое время Вильгельмом Гумбольдтом (который был не только братом знаменитого путешественника, но и блестящим лингвистом): мысль порождает слово, после чего слово отделяется от нас, получает самостоятельность и возвращается к нам - уже в виде предмета, порождая, в свою очередь некую вторичную систему. Подобный процесс возможен только при наличии внутреннего диалога с самим собой (приятно же поговорить с умным человеком). Картинка начинает напоминать Уробороса и вот уже сложно определить, с какого же элемента все начиналось. Мыло-мочало — начинай сначала, или привет мистикам, которые с удовольствием притянут к этому учение о бесконечности и спиральности развития.
Любители все применять на практике давно приспособили треугольник Фреге к рекламе. Следите за руками: потребитель получает информацию о предмете рекламы через определенную идею, которую получает в виде знака (символа), и воспринимает закодированное рекламное сообщение только в том случае, если ему понятна сама идея. Что увидели? Правильно, уже упомянутый выше ориентированный граф.
P.S. К сожалению, я не такой умный, чтобы все эти идеи родить исключительно самостоятельно. Многое взято и осмыслено из книг Ю.С. Степанова, Ц.Тодорова, статей К. Якимец и других полезных источников.