Великий грек в свое время очень плотно занимался теорией знака и пытался «раскрыть тему» восприятия знаков индивидуумами. К стройной концепции он в итоге не пришел, но базу заложил мощную, можно сказать, на века. Казалось бы, причем здесь PR?
Аристотель определял знак как «сущность, чье существование или создание предполагает существование другой вещи, предшествующей первой или следующей за ней, есть знак создания или существования другой вещи». Примеру, которым философ проиллюстрировал свою мысль, была суждена долгая жизнь, как выразился Цветан Тодоров. «Наличие у женщины грудного молока — знак того, что она родила». Далее можно не вдаваться в пространные объяснения, логическое обоснование более чем понятное.
Не нужно долго объяснять, как данная теория применима к работе с имиджем. Есть множество моментов, своеобразных «базовых концептов», которые прочно ассоциируются с определенными положительными или негативными чертам, безотносительно их соответствия реальности. До философа, тем более греческого, мне далековато, поэтому пример будет не так лаконичен.
Года три назад на одном из сайтов по поиску работы в Москве появилось объявление о наборе финансовых аналитиков. Контора как контора, называлась ООО Global Fots, отзывы в основном положительно-нейтральные, - в общем, одна из многих подобных. В специфику их работы вдаваться смысла нет, а вот на сам текст объявления стоило взглянуть. В списке требований к соискателю были указаны «аналЕтические способности» и было обещано участие в «инвесатиционных проектах». Пассажи дают четкое представление о грамотности эйчара, который, по сути, легким нажатием пальцев на клаву создал из ничего головную боль пиарщику.
Компания на тот момент имела успешные офисы в нескольких городах России, соответственно считалась довольно серьезным игроком в своей сфере. Отзывы о Global Fots на данном ресурсе из положительных практически на пустом месте превратились в ехидно-негативные. В короткий срок появилось около двух десятков постов, по-разному склоняющих на все лады это объявление и, как следствие, саму компанию. Интересующиеся могут найти это обсуждение в сети, благо сайт индексируется более чем нормально, мы же остановимся на двух показательных моментах:
не было ни одного негативного поста, касавшегося непосредственно деятельности компании, профессионализма сотрудников или надежности Global Fots. Безграмотность менеджера по персоналу, точно по определению Аристотеля, стала знаком, показывающим уровень всей компании. Еще раз говорю, не берусь судить, насколько это соответствует действительности, но логическая связь оказалась самой прямой.
отзывы были непроплаченные, то есть потенциальные конкуренты совершенно бесплатно получили неплохой козырь на рейтинговом сайте, избежав обвинений в черном PR.
Следует заметить, что далее были попытки исправления ситуации, явно заказные отзывы, которые выглядели весьма нелепо и только усугубили общий ехидный тон дискуссии. В итоге, Global Fots, несмотря на положительную, в общем-то, репутацию получил очень хорошо индексируемый отзыв.
Что интересно, данный отзыв наглядно иллюстрирует не реальное положение вещей, а истинность концепции греческого философа )) Базовые вещи давным-давно известны, читайте классику, господа!