Забота о здоровье сотрудников – глобальный HR-тренд

2023-10-20 14:38:18 Время чтения 25 мин 815 1

Представители крупных российских компаний рассказали на HR-конференция МЕДСИ, почему важно заботиться о здоровье сотрудников

Здоровье – высшая ценность для каждого человека, поэтому сегодня в числе передовых HR-практик – корпоративные программы, нацеленные на сохранение здоровья сотрудников. Почему это становится сегодня глобальным трендом и что может предложить для этого современная медицина – рассказали участники HR-конференции МЕДСИ «Забота о сотрудниках: новые подходы и лучшие практики», которая прошла 5 октября на базе флагманского актива компании - Многофункционального медицинского центра МЕДСИ на Мичуринском проспекте.

На конференции выступили представители крупнейших российских компаний – ГК «МЕДСИ», ВЭБ.РФ, АО «Почта России», Яндекс, Сибур, Remind, которые рассказали, почему забота о здоровье сотрудников становится сегодня главной ценностью для большинства российских работодателей, как корпоративные программы заботы о здоровье и благополучии работников позитивно влияют на результаты компании и каковы сегодня тренды на рынке ДМС.

 Обращаясь к участникам конференции, президент ГК «МЕДСИ» Елена Анатольевна Брусилова отметила, что именно сотрудники являются для каждой компании ее главным и ценным ресурсом, поэтому работодателям сегодня крайне важно уделять внимание программам, нацеленным на сохранение здоровья персонала:

«В течение последних четырех лет для большинства российских работодателей одним из самых важных становится вопрос сохранения главного ресурса компании – персонала, и в первую очередь - здоровья сотрудников. Стрессы, профессиональное выгорание, неблагоприятная экология – эти и другие факторы увеличивают риски развития многих заболеваний. И здесь на помощь нам приходит 4П-медицина, включающая прежде всего раннее выявление факторов риска и профилактику заболеваний. МЕДСИ давно и успешно работает в этом направлении, развивая проекты в сфере промышленной медицины, программы, направленные на повышение информированности пациентов о возможностях управления здоровьем, проекты, нацеленные на пропаганду здорового образа жизни. Мы заботимся не только о наших сотрудниках, но работаем с корпоративными клиентами».

В настоящее время паттерны поведения в нашем обществе меняются в сторону осознанного отношения к своему здоровью, заинтересованности населения в профилактике и раннем выявлении заболеваний – отметила Анастасия Зубарева, старший менеджер по работе с клиентами индустрии Фарма/Медицина Яндекса. Она привела данные соответствующих исследований, которые наглядно показывают рост популярности частной медицины среди населения. Так, по данным исследования ФОМ (июнь 2023 г.), 58% из всех опрошенных пользовались платной медициной – при этом 20% из них пользовались ДМС. При этом факторы, определяющие выбор в пользу частных клиник – оказание более качественной медицинской помощи, более бережное, уважительное отношение к пациенту, высокая квалификация врачей и удобство для пациента. На июль 2023 г. лидером по количеству поисковых запросов в Яндексе стала сеть клиник МЕДСИ. В частности, согласно данным исследования «Услуги медицинских учреждений в России» за 2 квартал 2023 г., при выборе клиник МЕДСИ большинство пациентов (58%) в первую очередь ориентируются на известный бренд, качество обслуживания, проверенный сервис, квалификация врачей, большой спектр услуг и программ. 

«Люди стали более ответственно относиться к заботе о здоровье. Так, за последние 3 года количество запросов о клиниках выросло на 47%. Чаще всего при выборе клиники люди ищут врача определенной специализации или конкретного доктора, названия клиник, а также информацию об услугах. Клиникам важно быть на виду у своей потенциальной аудитории и рассказывать о том, что ее интересует. По нашим данным, 7 из 10 пользователей хотели бы получать больше информации об акциях, проводимых в клинике, половина - о новых типах обследований, четверть хотели бы узнавать об открытии новых филиалов, а почти 20% - хотели бы получать напоминания о необходимости пройти ежегодное обследование», - рассказала Анастасия Зубарева.

 Несмотря на прогнозируемый ранее рост инфляции на рынке добровольного медицинского страхования, он сохраняет устойчивую тенденцию к росту, отметил Армен Гюлумян, директор по маркетингу Страхового брокера Remind. Он обратил внимание, что в 2022 г. более 80% российских компаний сохранили объем покрытия в рамках программ ДМС, а 10% - расширили программы ДМС с фокусом на контроль отложенного спроса и предупреждение хронических состояний. Среди дополнительных опций, которые выбирают наиболее часто программы профилактики (чек-апы, диспансеризации и др.); динамическое наблюдение хронических заболеваний, программы лечения критических заболеваний. По данным исследования рынка ДМС, проведенного страховым брокером Remind, одним из ключевых факторов роста обращаемости пациентов в 2022 г. стали профилактические услуги и общий тренд на превентивность в программах ДМС. Страховые компании отмечают рост запросов на well-being-решения с акцентом на профилактику. Для поддержания физического благополучия коллектива в корпоративные программы ДМС включаются дополнительные расширения, например, такие как добровольные медицинские осмотры, скрининги, чек-апы, Дни здоровья, лекции и вебинары по вопросам ЗОЖ, динамическое наблюдение хронических заболеваний, программы поддержки ментального здоровья.  

«Несмотря на текущие вызовы рынка, компании самых разных отраслей не только не отказываются от медицинского страхования для сотрудников, рассматривая его как базовый, обязательный бенефит, но и расширяют его, предъявляя повышенный спрос на программы превентивной медицины: профилактика, чек-апы, наблюдение хронических заболеваний и т.д. Ещё один устойчивый тренд на рынке - забота о ментальном здоровье сотрудников. Все эти особенности становятся частью наиболее передовых программ ДМС. Поэтому основная задача экспертов страхового брокера Remind - выстроить оптимальное страхование, чтобы добиться максимальной отдачи для работодателя от инвестиций в здоровье коллектива», - рассказал Армен Гюлумян.

Компания МЕДСИ, со своей стороны, присутствует практически во всех направлениях медицинской помощи, включая такие направления, как: собственная лаборатория – производственный комплекс с мощностью до 20 млн исследований в год, Центр вспомогательных репродуктивных технологий, реабилитационный центр, направление «МЕДСИ Премиум». Как отметила Алла Канунникова, член Правления, директор по коммерческой деятельности и маркетингу ГК «МЕДСИ», компания ежегодно показывает рост более чем на 20%, в том числе и в ДМС. Доля рынка МЕДСИ по каналу ДМС в Москве за 2022 г. составила почти 11% и 7,7% в целом по России. При этом компания активно развивается в регионах, являясь самой широко представленной частной сетью многопрофильных клиник. При этом все клиники МЕДСИ, независимо от города присутствия, имеют высокий стандарт диагностики и обслуживания. Компания уже 27 лет присутствует на рынке частной медицины России, неизменно занимая лидерские позиции по выручке в России и уровню известности и лояльности среди частных клиник в Москве.

Качество оказания медицинской помощи и высокий сервис – два ключевых момента, на которые делает акцент МЕДСИ в своей работе, подчеркнула Анна Шумская, директор Департамента по работе с корпоративными клиентами МЕДСИ. Поэтому МЕДСИ ведет ежедневную работу по контролю качества всех оказываемых услуг как для пациентов – физических лиц, так и для корпоративных клиентов. Среди ключевых трендов медицинского рынка лидирует направление профилактики и превентивной диагностики. Так, за 8 месяцев 2023 г., по сравнению с 2022 г., совокупное количество пациентов по ДМС, прошедших чек-апы, выросло в 4 раза. Поэтому компания разработала специальные продукты, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний (скрининги, чек-апы, симптом-чекеры). За 8 мес. 2023 г. благодаря программам превентивной диагностики были впервые выявлены более 2300 тысяч патологий, в первую очередь онкологические заболевания. Среди наиболее востребованных в 2023 г. чек-апов – профильные обследования для мужчин и женщин, чек-ап «Планирование беременности», диагностика заболеваний ЖКТ, онкологические и эндокринологические чек-апы.

На принципы превентивной медицины сегодня ориентируется большинство российских работодателей, разрабатывая программы поддержки для своих сотрудников. В их числе крупнейший федеральный почтовый и логистический оператор страны АО «Почта России». Мария Паниткова, руководитель Отдела льгот Департамента по компенсациям и льготам АО «Почта России» рассказала, какие результаты для работодателя дает забота о здоровье сотрудников. В их числе – мероприятия по поддержке здоровья и здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий для сотрудников, популяризация массового спорта. Благодаря программам заботы о сотрудниках, удалось сократить производственный травматизм на 10%, за прошедший год комплексные скрининговые обследования прошли более 500 работников, проведена вакцинация сотрудников в офисах от гриппа и COVID в рамках ранней профилактики инфекционных заболеваний. В компании действуют программы повышения медицинской грамотности среди сотрудников, включающие Дни здоровья, лекции, вебинары по вопросам здоровья, в том числе с участием врачей МЕДСИ, программы пропаганды спорта и активного образа жизни.

Программы заботы о здоровье сотрудников помогают компании повысить производительность труда и операционную эффективность сотрудников, раскрыть их потенциал и улучшить адаптацию к переменам, повысить общий уровень осознанности и привить навыки здорового образа жизни, отметила Юлия Иолтуховская, директор Блока по работе с персоналом и кадровой политике ВЭБ.РФ. Компания ВЭБ.РФ реализует различные программы заботы о здоровье сотрудников с 2019 г., в том числе партнерские мероприятия с участием врачей МЕДСИ – Дни здоровья с проведением мини-диагностики в офисе, лекции, семинары и др. В настоящее время работа в сфере благополучия и заботы о сотрудниках в компании ведется по трем направлениям: формирование привычек к здоровому образу жизни – спортивные челленджи, мастер-классы, лекции ЗОЖ-спикеров; профилактика хронических заболеваний – Дни здоровья по различным темам; повышение уровня психоэмоционального благополучия – вебинары по финансовой грамотности, линия психологической поддержки, очные консультации специалистов офисе и др. Также в компании развит институт амбассадоров ЗОЖ, поддерживающих коллег в приобщении к здоровому образу жизни.  В итоге доля сотрудников, которые занимаются спортом, увеличилась более чем вполовину – с 27% до 62%. Согласно опросам, 93% участников программы были полностью удовлетворены организацией мероприятий и их эффективностью. В 2023 г. программа заботы о здоровье и благополучии сотрудников ВЭБ.РФ была отмечена Министерством труда и социальной защиты РФ как лучшая кадровая практика и инициатива в системе государственного и муниципального управления.  

«Внедрение и развитие комплексных программ заботы о здоровье и благополучии работников - набирающий силу тренд. Так формируется ответ на вызовы нового времени, которые требуют жизнестойкости, адаптивности, умения быстро и эффективно работать. Корпоративные программы здоровья и благополучия мотивируют работников и членов их семей поддерживать своё здоровье и помогают обеспечить качественный уровень жизни. Забота о здоровье и благополучии работников становится частью корпоративной культуры, ориентированной на достижение целей и эффективность труда. Отрадно, что работодатели, лечебные учреждения, страховые компании объединяются и создают продукты, способствующие поддержанию физического и психологического здоровья работников, и что не мало важно - увеличению трудоспособного периода жизни человека. Доказано, что превентивные мероприятия экономически эффективны, затраты на них сопоставимо меньше потерь организаций из-за длительных отсутствий работников по причине нетрудоспособности, производственных нарушений, ошибок в процессе выполнения трудовой функции.  Уверена, что в ближайшее время количество и качество продуктов на рынке well-being будет расти и важно объединяться, встречаться, делиться опытом в профессиональном сообществе как среди работодателей, так и совместно с медицинскими учреждениями и страховыми компаниями, предоставляющими услуги ДМС. Конференция, организованная МЕДСИ прекрасный пример продуктивного взаимодействия и обмена опытом. На сегодняшний день достаточно много наработок сделано в формировании комплексных программ поддержки здоровья и благополучия. Минздравом разработаны модальные корпоративные программы. Мы научились измерять эффективность программ, накоплен достаточный пул знаний и аналитики. На мой взгляд настало время выходить на законодательный уровень с инициативами консолидации, формализации и правового регулирования данного направления», - отметила Юлия Иолтуховская.

В свою очередь Группа компаний «МЕДСИ» готова предоставить своим пациентам – как физическим лицам, так и корпоративным клиентам – все возможности современной медицины для управления своим здоровьем и гарантирует качество, доступность и безопасность медицинской помощи – рассказал Игорь Семенякин, член Правления, медицинский директор ГК «МЕДСИ». Сегодня уже 10 клиник компании прошли сертификацию ФГБУ «Национальный институт качества» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по системе добровольной сертификации медицинских организаций «Качество и безопасность медицинской деятельности». Таким образом, МЕДСИ – самая крупная частная медицинская компания в России, которая имеет наибольшее число сертифицированных клиник по Национальному стандарту качества Росздравнадзора. Как отметил Игорь Владимирович, в МЕДСИ крупнейшая в России негосударственная хирургическая служба - ежегодно в клиниках сети проводится порядка 40 тысяч операций, из них 7500 – высокотехнологичных, более 3000 – сложных эндоваскулярных и 2500 – радикальных онкологических вмешательств. Высокий процент операций выполняется эндоскопическим методом, с применением возможностей роботизированной хирургии. МЕДСИ работает в рамках концепции «Медицина компетенций 360», где пациент может получить полный спектр помощи, начиная от первичной консультации в клинике и диагностики до высокотехнологичного лечения в стационарах сети и реабилитации, в том числе с использованием возможностей телемедицины.

Одно из направлений превентивной медицины в МЕДСИ – генетические исследования, которые являются основой для подбора противоопухолевой таргетной и иммунотерапии для целенаправленного воздействия на опухолевые клетки. Для раннего выявления заболеваний и постановки диагноза в МЕДСИ действует программа Онконастороженности, включающая уникальный формат экспресс-диагностики по системе Quick Help, предполагающий проведение обследований и постановку диагноза в один день. Даже после прохождения лечения в МЕДСИ, например, после химиотерапии, травматологических операций, пациент находится под дальнейшим наблюдением врача в режиме онлайн. Уникальные программы онкофертильности сегодня доступны пациентам Центра вспомогательных репродуктивных технологий МЕДСИ, благодаря которым люди, перенесшие онкологическое заболевание, имеют возможность после проведённого лечения в будущем стать родителями.

Медицинские компетенции МЕДСИ охватывают и такой сегмент здравоохранения, как промышленная медицина. Александр Гребенюк, руководитель функции Медицинская безопасность СИБУРа, доктор медицинских наук, профессор, поделился опытом реализации мероприятий по сохранению здоровья персонала, формированию медицинской инфраструктуры, использованию электронных систем медицинских осмотров для мониторинга состояния здоровья сотрудников:

«К сожалению, наша ментальность далека от того, чтобы заботиться о себе самому. Чаще всего работники не задумываются о своем здоровье до тех пор, пока не случается кризисная ситуация. Поэтому СИБУР как ответственный работодатель видит своей задачей заботу о здоровье работников, продлении их профессионального долголетия, что осуществляется путем контроля за здоровьем коллектива, наблюдением за динамикой заболеваемости и своевременным реагированием на изменения».

На предприятиях СИБУРа созданы Центры здоровья с расширенным функционалом, реализована программа Цеховой врач, проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, осуществляется автоматизированный предсменный медицинский осмотр персонала. Все это позволяет не только аккумулировать данные по здоровью и анализировать их, но и обеспечивать условия для предупреждения развития критических состояний, связанных с состоянием здоровья.

Сегодня большинство российских работодателей развивают проекты, нацеленные на поддержку здоровья коллектива, понимая их важность для сохранения коллектива. Поэтому одно из стратегических направлений МЕДСИ – промышленная медицина, отметил Александр Гордеев, директор Департамента развития стратегических проектов коммерческой деятельности. Один из таких проектов в сфере промышленной медицины медицинский комплекс в Выксе (Нижегородская область), где расположено одно из крупнейших металлургических предприятий России – выксунский завод ОМК (АО «ВМЗ»), который имеет важное значение для экономики региона. Это первый проект ГК «МЕДСИ», реализуемый в рамках государственно-частного партнерства, он является уникальным, как в масштабе региона, так и страны, поскольку вся медицинская помощь - от амбулаторного приема и диагностики до высокотехнологичной помощи в рамках круглосуточного стационара - оказывается частным партнером.

 В перспективе ключевая роль медицинских организаций будет заключаться, чтобы заботиться о человеке в целом – то есть не только заниматься диагностикой и лечением заболеваний, но и помогать управлять здоровьем в целом. И здесь важная роль отводится цифровым сервисам, которые позволят закрыть большинство вопросов, связанных со здоровьем. Как отметил Александр Пилипчук, член Правления, директор по цифровой трансформации ГК МЕДСИ, с 2018 года МЕДСИ развивает цифровую экосистему SmartMed, которая включает сервисы, поддерживающие пациента на каждом этапе лечения. Сегодня более 70% человек, которые ежедневно посещают клиники МЕДСИ, имеют установленное на смартфоне приложение SmartMed, а с момента запуска приложения его скачали уже более 1 млн пользователей, более 60% всех записей к врачу также осуществляется с помощью этого сервиса, ежемесячно более 300 тысяч человек активно используют возможности цифровой платформы. В настоящее время SmartMed используется как эффективный инструмент поддержки клиентского пути пациента в МЕДСИ, развиваясь как медицинский суперапп, активно интегрируя в функционал и партнерские сервисы – аптеки, лабораторный супермаркет и др. Для удобства коммуникации с пациентами в августе 2023 г. в рамках экосистемы создан медицинский бот «Смартик», который уже сегодня «понимает» более 60 сценариев и ежедневно помогает 1400 пациентам клиник МЕДСИ. В ближайшее время в приложении появится возможность оплаты заказа в аптеке баллами по программе лояльности в клиниках МЕДСИ, также планируется запуск видеоконсультаций с психологами как набирающего популярность направления среди пациентов, программы мониторинга больных с хроническими заболеваниями.

Популяризация здорового образа жизни населения и превентивного отношения к своему здоровью сегодня становится ключевым трендом, который уловили большинство российских компаний, подчеркнул Дмитрий Бредкин, руководитель Well-being проекта «Будь здоров с МЕДСИ». Конкуренция на рынке труда сегодня заставляет работодателей рассматривать новые варианты программ заботы о благополучии и здоровье сотрудников, которых наличием только ДМС сейчас уже не удивишь. Поэтому сегодня главным трендом являются well-being – комплексные программы заботы о сотрудниках, в которых основной элемент – забота о здоровье – помимо медицинского обслуживания, это проведение лекций, тренингов, семинаров, мастер-классов, Дней здоровья, профилактические осмотры в офисах компаний с участием врачей. На протяжении уже более 10 лет well-being проект «Будь здоров с МЕДСИ» помогает формировать корпоративную культуру ответственного отношения к здоровью. Основной вектор работы команды проекта - популяризация здорового образа жизни и превентивной медицины среди сотрудников компаний – партнеров и корпоративных клиентов. Только за 2023 г.. было проведено более 400 мероприятий в рамках проекта, в том числе Дни здоровья, тренинги, лекции, Школы здоровья, марафоны и др. В числе постоянных спикеров программы – более 50 врачей, высококлассные практикующие специалисты с многолетним опытом работы.  В 2023 г. году проект «Будь здоров с МЕДСИ» в рамках национального проекта «Демография» был удостоен Национальной премии «Наш вклад»— первой в России государственной премии, присуждаемой АНО «Национальные приоритеты».

Участники конференции отметили, что сегодня идет серьезная трансформация бизнеса с точки зрения наращивания ценности человеческого капитала, построения корпоративной культуры, в основе которой лежит забота о здоровье и благополучии населения.

Категории: Кейсы