Новый Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «Об инвестициях через инвестиционные платформы и некоторых изменениях в других законах Российской Федерации», регулирующий краудфандинг в России, вступил в силу 1 января 2020 года. Существующие платформы должны соответствовать требованиям до 1 июля 2020 года.
Операторы платформы
Новый закон вводит ряд требований к операторам инвестиционных площадок. Ниже мы опишем основные требования.
Минимальный капитал
Инвестиционная площадка должна иметь капитал (собственные средства) не менее 5 млн рублей вне зависимости от типа предлагаемых инвестиционных инструментов и объема сделок.
Управляющая компания
Операторами инвестиционных площадок, контролирующими их лицами и членами исполнительных или надзорных органов не могут быть физические лица:
Кроме того, лицо, занимающее должности генерального директора или члена коллегиального исполнительного или надзорного органа, должно иметь высшее образование. Полномочия единоличного исполнительного органа не могут быть переданы управляющим компаниям (корпоративным директорам).
Сочетание с другими видами деятельности
Операторы платформы не могут одновременно заниматься другой регулируемой финансовой деятельностью, за исключением специально предусмотренных законом:
Ограничения на владельцев
Следующие лица не могут контролировать 10% и более голосов оператора инвестиционной платформы:
Внутренняя документация
Оператор инвестиционной платформы должен разработать и опубликовать ее правила. Закон устанавливает исчерпывающий перечень обязательных положений, которые должны быть включены в такие правила. Любые изменения правил вступают в силу через 5 дней после их объявления.
Кроме того, оператор инвестиционной платформы должен разработать и утвердить политику управления конфликтами интересов в соответствии с обязательными рекомендациями, установленными Центральным банком.
Инвесторам
Как правило, физическое лицо может инвестировать не более 600 000 рублей (9 000 долларов США) в течение одного календарного года, используя одну или несколько инвестиционных платформ. Это ограничение не распространяется на:
Оператор должен постоянно подтверждать, остается ли конкретное лицо в пределах установленного лимита при инвестировании через платформу, поддерживаемую этим оператором. Если лимит превышен, оператор обязан выкупить инвестиции по запросу указанного физического лица.
Оператор может полагаться на заявления, сделанные физическим лицом в отношении инвестиций, сделанных этим лицом на других платформах. Таким образом, если инвестор предоставляет ложное представление, оператор ответственности не несет.
Закон дает полезное разъяснение, что инвестирование с помощью инвестиционных платформ не является предпринимательской деятельностью и, следовательно, не требует регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Закон устанавливает перечень способов инвестирования:
Отсутствуют доли участия в ООО, которые являются основным инструментом для малого и среднего бизнеса в России.
В течение одного календарного года одно и то же юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может привлечь инвестиции с помощью инвестиционной платформы на сумму, не превышающую ту, на которую необходимо составить и зарегистрировать проспект ценных бумаг. На данный момент эта сумма составляет 1 млрд рублей.
Правило не распространяется на акционерные общества, привлекающие инвестиции с помощью утилитарных цифровых прав. Контроль за соблюдением лимитов привлечения инвестиций возложен на операторов инвестиционной площадки. Сумму привлеченных инвестиций необходимо рассчитывать накопительно от всех инвестиционных предложений одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Закон требует, чтобы операторы платформ раскрывали на своих веб-сайтах широкий спектр информации, касающейся как управления платформой, так и ее операций, а также инвестиционных предложений.
В отношении инвестиционных предложений должна быть раскрыта следующая информация:
Операторы платформы должны публиковать годовые отчеты с результатами своей деятельности. Такие отчеты должны включать:
Операторы платформ не несут ответственности по долгам и обязательствам компаний, привлекающих инвестиции с использованием своих платформ. Закон устанавливает три отдельных случая, когда операторы платформы несут ответственность за ущерб:
Правовая база для краудфандинга в России была долгожданной. Новый закон, однако, направлен в основном на защиту розничных инвесторов, а не на упрощение инвестиционного процесса и устранение барьеров. На наш взгляд, это может ограничить возможности краудфандинга как альтернативы традиционным источникам капитала для бизнеса.
В отличие от США, где объем инвестиций в рамках нормативного краудфандинга достиг впечатляющих цифр всего за три года, мы ожидаем, что краудфандинг займет больше времени, чтобы созреть.