Новые правила регулирования краудфандинга в России

2021-04-18 22:09:04 1879

Новый Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «Об инвестициях через инвестиционные платформы и некоторых изменениях в других законах Российской Федерации», регулирующий краудфандинг в России, вступил в силу 1 января 2020 года. Существующие платформы должны соответствовать требованиям до 1 июля 2020 года.

Операторы платформы

Новый закон вводит ряд требований к операторам инвестиционных площадок. Ниже мы опишем основные требования.

Минимальный капитал

Инвестиционная площадка должна иметь капитал (собственные средства) не менее 5 млн рублей вне зависимости от типа предлагаемых инвестиционных инструментов и объема сделок.

Управляющая компания

Операторами инвестиционных площадок, контролирующими их лицами и членами исполнительных или надзорных органов не могут быть физические лица:

  1. внесены в список лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового поражения;
  2. с судимостью за преступления в сфере экономики, против государственной власти, против интересов государственной службы, против службы в органах местного самоуправления; или же
    в отношении которых назначено административное наказание в виде дисквалификации.

Кроме того, лицо, занимающее должности генерального директора или члена коллегиального исполнительного или надзорного органа, должно иметь высшее образование. Полномочия единоличного исполнительного органа не могут быть переданы управляющим компаниям (корпоративным директорам).

Сочетание с другими видами деятельности

Операторы платформы не могут одновременно заниматься другой регулируемой финансовой деятельностью, за исключением специально предусмотренных законом:

  • расчет торговли;
  • определенные клиринговые действия;
  • брокерская деятельность;
  • дилерская деятельность;
  • управление ценными бумагами, а также ведение реестра владельцев ценных бумаг; а также
  • депозитарный бизнес.

Ограничения на владельцев

Следующие лица не могут контролировать 10% и более голосов оператора инвестиционной платформы:

  1. юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах; или же
  2. юридические лица, лишенные лицензии на деятельность в качестве кредитной или некредитной финансовой организации;

Внутренняя документация

Оператор инвестиционной платформы должен разработать и опубликовать ее правила. Закон устанавливает исчерпывающий перечень обязательных положений, которые должны быть включены в такие правила. Любые изменения правил вступают в силу через 5 дней после их объявления.

Кроме того, оператор инвестиционной платформы должен разработать и утвердить политику управления конфликтами интересов в соответствии с обязательными рекомендациями, установленными Центральным банком.

Инвесторам

Как правило, физическое лицо может инвестировать не более 600 000 рублей (9 000 долларов США) в течение одного календарного года, используя одну или несколько инвестиционных платформ. Это ограничение не распространяется на:

  1. индивидуальные предприниматели;
  2. юридические лица;
  3. квалифицированные инвесторы; а также
  4. физические лица, приобретающие коммунальные права у публичного акционерного общества по инвестиционному соглашению.

Оператор должен постоянно подтверждать, остается ли конкретное лицо в пределах установленного лимита при инвестировании через платформу, поддерживаемую этим оператором. Если лимит превышен, оператор обязан выкупить инвестиции по запросу указанного физического лица.

Оператор может полагаться на заявления, сделанные физическим лицом в отношении инвестиций, сделанных этим лицом на других платформах. Таким образом, если инвестор предоставляет ложное представление, оператор ответственности не несет.

Закон дает полезное разъяснение, что инвестирование с помощью инвестиционных платформ не является предпринимательской деятельностью и, следовательно, не требует регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Инвестиционные инструменты

Закон устанавливает перечень способов инвестирования:

  1. ссуды;
  2. долевые ценные бумаги; а также
  3. утилитарные цифровые права.

Отсутствуют доли участия в ООО, которые являются основным инструментом для малого и среднего бизнеса в России.

Ограничения на привлечение инвестиций

В течение одного календарного года одно и то же юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может привлечь инвестиции с помощью инвестиционной платформы на сумму, не превышающую ту, на которую необходимо составить и зарегистрировать проспект ценных бумаг. На данный момент эта сумма составляет 1 млрд рублей.

Правило не распространяется на акционерные общества, привлекающие инвестиции с помощью утилитарных цифровых прав. Контроль за соблюдением лимитов привлечения инвестиций возложен на операторов инвестиционной площадки. Сумму привлеченных инвестиций необходимо рассчитывать накопительно от всех инвестиционных предложений одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Требования к раскрытию информации об инвестициях

Закон требует, чтобы операторы платформ раскрывали на своих веб-сайтах широкий спектр информации, касающейся как управления платформой, так и ее операций, а также инвестиционных предложений.

В отношении инвестиционных предложений должна быть раскрыта следующая информация:

  • цели проекта, основные риски (в том числе связанные с потерей инвестиций, невозможностью продать недвижимость, приобретенную в ходе инвестирования);
  • вся информация, содержащаяся в проспекте ценных бумаг;
  • наличие или отсутствие обязанности лица, контролирующего организацию, привлекающую инвестиции, выкупить имущественные права инвестора, если такое лицо перестает контролировать компанию, привлекающую инвестиции;
  • наличие или отсутствие у инвестора права преимущественной покупки дополнительных акций;
  • содержание утилитарных прав (при наличии);
  • сведения об экспертах, привлеченных к мониторингу и оценке деятельности лица, привлекающего инвестиции, а также экспертные заключения; а также
  • текущий рейтинг инвестиционного предложения (при наличии).

Операторы платформы должны публиковать годовые отчеты с результатами своей деятельности. Такие отчеты должны включать:

  • информация о структуре и составе органов управления;
  • количество инвестиционных предложений, по которым уже были привлечены инвестиции, и средний размер инвестиций на одно предложение;
  • общие инвестиции, сделанные через платформу;
  • общее количество инвесторов, заключивших инвестиционные контракты, и средний размер средств, вложенных каждым инвестором; а также
  • информация об инвестиционных контрактах, по которым произошел дефолт.

Стандарты ответственности

Операторы платформ не несут ответственности по долгам и обязательствам компаний, привлекающих инвестиции с использованием своих платформ. Закон устанавливает три отдельных случая, когда операторы платформы несут ответственность за ущерб:

  1. раскрытие неточной, неполной или вводящей в заблуждение информации об инвестиционной платформе и операторе инвестиционной платформы;
  2. нарушение оператором инвестиционной площадки правил инвестиционной площадки; или же
  3. нарушение обязательных требований к инвестиционной платформе.

Заключение

Правовая база для краудфандинга в России была долгожданной. Новый закон, однако, направлен в основном на защиту розничных инвесторов, а не на упрощение инвестиционного процесса и устранение барьеров. На наш взгляд, это может ограничить возможности краудфандинга как альтернативы традиционным источникам капитала для бизнеса.

В отличие от США, где объем инвестиций в рамках нормативного краудфандинга достиг впечатляющих цифр всего за три года, мы ожидаем, что краудфандинг займет больше времени, чтобы созреть.