Как начать карьеру молодому специалисту? Лайфхаки от hr-директоров.

2018-09-21 13:31:39 2557

Большинство молодых специалистов, вчерашних выпускников учебных учреждений, считают быструю карьеру и большой доход главной жизненной целью на данном этапе.

Большие запросы и амбиции часто разбиваются об отсутствие понимания успешного поведения на рынке труда. Не понимание запросов компаний к кандидатам, принципов поиска работы и прохождения собеседования, неуверенность в себе, отсутствие навыков коммуникации и самопрезентации, делает поиск работы очень затяжным и стрессовым мероприятием.

Но даже найдя первую работу молодые специалисты боятся или стесняются проявить себя, не знают как выбрать вектор саморазвития и построения карьеры.

Для тех молодых специалистов, кто хочет быстро и успешно трудоустроиться, реализовать себя в профессиональном сфере, мы решили собрать самые лучшие рекомендации, как начать карьеру.

Редакция портала обратилась к hr-директорам и руководителям из российских компаний с просьбой поделиться лайфхаками «как начать карьеру молодому специалисту»:
— Как выбрать свою первую работу и работодателя?
— Советы по подготовке резюме и прохождению собеседования.
— Какие личные качества и навыки наиболее значимы для работодателя?
Карьерные лайфхаки: как начать успешную карьеру?

Данные лайфхаки будут очень полезны также и для hr-специалистов, при консультировании новичков по профразвитию, карьерному планированию, построению индивидуального плана развития сотрудника.

Лайфхаки «Как начать карьеру?» от hr-специалистов и директоров.

Андрей Виноградов, продюсер HR-программ университета интернет-профессий “Нетология”.

Как начать карьеру:

1. Определи интересное направление.
Самое главное в начале своей карьеры — верно выбрать то направление, которое ты считаешь интересным. Сделать это не сложно — посмотри на окружение, себя и друзей, ответь себе на вопрос «От чего я получаю удовольствие в работе?» , «Где я хочу построить карьеру сейчас», «Где я хочу работать позже?». Все эти размышления подтолкнут тебя к выбору специальности, компании и функционала.

2. Определи, где ты можешь получить желаемое?

Составь список компаний, которые привлекают твое внимание. Пусть он будет большим и разнообразным. Найди в сети информацию об этих компаниях, почитай отзывы о них (только не очень внимательно, обычно там все в разы хуже, чем есть на самом деле). Найди в сети текущих сотрудников — задай им вопросы о том, как им работается и есть ли на их работе возможности для молодых специалистов. Ура! У тебя появилась информация и понимание того, чего бы ты хотел, а чего нет.

3. Найди возможности для трудоустройства.
Стажировки в компаниях перестали быть чем-то удивительным, поэтому попробуй отыскать информацию о том, какие компании из твоего списка берут в штат стажеров.

Важно!
Обходи стажировки, которые не нацелены на трудоустройство и бесплатны, если, конечно, это не проект, в котором ты приобретешь очень ценный и редкий опыт. Обязательно пройди все отборочные мероприятия — это возможность научиться структурировано говорить, разобраться в своих ожиданиях и получить опыт прохождения собеседований.

4. Будь открыт.
Во всем, что касается работы, новых задач, подходов к работе. На старте необходимо узнать как можно больше, чтобы потом самостоятельно расставить приоритеты. Старайся получать разнообразные задания, делай больше, чем другие, знакомься с коллегами и партнерами — все это бесценный опыт.

5. Теория — наше все.
Пока ты находишься на старте карьерного пути, важнее “подтянуть” теорию, ведь пока именно по базовым знаниям тебя будут оценивать. Смотри, читай, спрашивай обо всем, что касается твоей работы.

6. Делай все лучше, чем ты задумал в начале.
Этот совет касается не только молодых специалистов, но и вообще всех. Старайся выполнить каждую задачу настолько хорошо, насколько ты только можешь, но никогда не забывай «Done better than perfect» или “лучше сделать, чем бесконечно улучшать”.

Рошмакова Ольга, Директор по развитию digital-агентства SF.RU.

Резюме:
1. Избегайте грамматических ошибок и опечаток.
2. Как можно подробнее описывайте предыдущий опыт работы.
3. Не бойтесь указывать непрофильный опыт работы (например, в нашей компании плюсом считается опыт работы на позициях официант, продавец-консультант, менеджер по продажам — это говорит о том, что соискатель готов к высоким нагрузкам на рабочем месте, стрессоустойчив и целеустремлен).
4. Старайтесь описывать служебные обязанности на предыдущих местах работы в формате ориентированном на результат, а не на процесс (не «консультирование покупателей, помощь в выборе товара», а «награждена грамотой «Лучший продавец-консультант» по итогам 2017 г.»).
5. Размещайте в резюме рекомендации, указывайте контактные данные Ваших коллег с предыдущих мест работы, которые смогут порекомендовать Вас.
6. Прикладывайте фото к резюме, оно не должно быть слишком непринужденным, но и чересчур официальным тоже. Если таких фотографий нет, лучше сфотографируйтесь специально для резюме, благо в наше время качество фото на смартфонах довольно высокое.
7. Обратите внимание на свои странички в соц.сетях — многие работодатели проверяют их, прежде чем позвать соискателя на собеседование.
8. Изучайте конкурентов, посмотрите резюме кандидатов на ту же должность, например, на сайтах, размещающих вакансии. Какие навыки они указывают? Чем их резюме лучше Вашего? Может, Вы что-то забыли?
9. Прикрепляйте к резюме сопроводительное письмо, это позволит работодателю понять серьёзность ваших намерений, а так же почувствовать, что именно его вакансия привлекла Ваше внимание.
10. Не пишите резюме «спустя рукава». Уделите этому как минимум час своего времени, ведь именно резюме создает первое впечатление о Вас.

Собеседование:
1. Приходите за 5-10 минут до начала собеседования, пунктуальность — важная черта любого сотрудника, никто не хочет быть «Ждуном». Особенно, если собирается платить кому-то деньги.
2. Будьте честны и открыты. HR-специалисты и руководители компаний обычно имеют опыт общения с людьми, они легко распознают ложь и неискренность в Ваших словах.
3. Подготовьтесь к профильным вопросам. За несколько дней до собеседования освежите в памяти все свои знания, почитайте что-то новое, кто знает, какие «испытания» приготовил для Вас работодатель.
4. Обязательно отвечайте на вопрос о Ваших недостатках, ведь осознание проблемы — первый шаг к ее решению.
5. Задавайте вопросы работодателю — помните, Вы нужны ему точно так же, как и он Вам. Долгосрочные партнерские отношения возможны только в случае, если обе стороны заинтересованы в них.
6. Расскажите о своих целях, работодатели заинтересованы в перспективных, целеустремленных кандидатах.
7. Не старайтесь слишком сильно, многие соискатели так боятся дать неправильный ответ, что из-за волнения забывают даже то, что могли бы рассказать проснувшись в 2 часа ночи. Реакция замедляется, и собеседование превращается в долгий нудный, неинтересный процесс, который — увы — не увенчается успехом нидля одной из сторон

А что потом?
1. Дайте обратную связь. Если работодатель ушел «подумать» свяжитесь с ним первым, спросите о результатах собеседования, покажите свою заинтересованность в вакансии.
2. Если по должности, на которую вы претендуете, предусмотрена стажировка, проявите себя во всей красе: общайтесь с коллегами, задавайте вопросы, не ждите пока вас заметят — напоминайте о себе, самообучайтесь, приложите усилие, ведь как известно, ракета тратит 80% топлива на этапе взлёта…

Удачи Вам!

Анна Коханчик, Карьерный консультант для подростков, YES-Academy.

Когда мы говорим о тех, кто сейчас получает профессию или только стоит на пороге выбора, то важно помнить, что на протяжении жизни им придется переучиваться и учиться новому раз 5-7 и высший пилотаж здесь – получать удовольствие в процессе.

Одним из самых главных навыков становится способность учиться и применять знания на практике.

Удовольствие – это тоже, своего рода, навык, его можно натренировать при условии, что делаешь осознанный выбор профессии, реализуешь свои, а не чужие, мечты, развиваешь свою личность, а не пытаешься соответствовать чужим представлениям. Представления больше не оплачиваются. Оплачивается целостность, самореализация, ответственность за свою жизнь, радость, счастье – такой набор состояний делает человека успешным в любой сфере и на любом отрезке жизненной траектории.

Какие еще навыки и способности необходимо развивать сегодняшним школьникам и студентам?

Коммуникативные навыки. Эффективные коммуникации на разных уровнях позволяют добиваться успеха буквально во всех сферах жизни. Вместе с тем, это одни из самых сложных навыков для освоения людьми от 12 до 18 лет, поскольку в этом возрасте особенно ярко выражены такие признаки, как неуверенность в себе, ожидание оценки окружающих, собственные оценочные суждения по отношению к внешнему миру, желание быть уникальным, но в то же время, не сильно выделяться и много-много других противоречивых состояний, которые не способствуют выстраиванию коммуникаций.

Предпринимательский подход, то есть способность находить новые идеи и превращать их бизнесы. Это не значит, что все должны мечтать стать предпринимателями, ведь предпринимательский подход к делу – очень емкое понятие, включающее в себя такие навыки, как критическое мышление, любознательность и творческий подход.

Последний в этом перечне, но по факту один из ключевых – это навык ответственности. Ответственность — это действенное средство формирования в своей жизни желаемых событий. На мой взгляд, развитие одного только этого навыка позволит существенно изменить качество жизни на любом этапе развития и без привязки к возрасту. Однако, чем раньше начать практиковать ответственную позицию, тем более впечатляющих результатов можно добиться в любых сферах жизни.

Дмитрий Чернов, директор по развитию охранного предприятия «Амулет».

Я готов дать молодым сотрудникам такие советы: (сразу оговорюсь, что речь идет о сотрудниках, желающих работать и расти, имеющих здоровые амбиции и адекватные зарплатные запросы).

Вы только пришли на работу? Больше слушайте и меньше говорите. Внимайте и понимайте все процессы.

Главное не бояться. Страх – то, что вас тормозит. В развитии, в карьере, в отношениях.
Не бойтесь спросить. Подумайте как правильно задать вопрос и задайте его. Ваше незнание будет вознаграждено и вы сможете все сделать быстро и правильно.

Развивайтесь самостоятельно. Читайте статьи и книги по профессии и по личному развитию, просите поговорить с вами старших коллег, ходите на курсы и тренинги, участвуйте в обучающих вебинарах. Главное не стоять на месте.

Будьте инициативны. Выделяться из массы – это хорошо. А если вы выделяетесь положительно – то это ключ к профессиональному росту.
Не бойтесь брать на себя ответственность. Все бояться принимать решения, чтобы за них не отвечать. Вы должны отвечать за себя, свои действия и за коллектив. Тогда вы станете начальником.

Если есть то, что сказать по существу или родилась хорошая идея – скажите, докажите фактами и аргументами.
Ну и на последок – будьте ненасытными. Вам всегда должно не хватать знаний, заданий, работы!

Татьяна Сахарова, Директор по персоналу Sandvik Coromant Россия.

Если говорить о личных качествах молодых сотрудников, то на первом месте в Sandvik Coromant стоит искренность и открытость. Данные качества является частью нашей корпоративной культуры, и, соответственно, мы стремимся отбирать кандидатов, в честности которых не приходится сомневаться.

Также немаловажными качествами молодого специалиста являются умение адаптироваться в предложенных условиях и здоровые амбиции. Корпоративная культура поощряет в сотрудниках стремление непрерывно совершенствовать свои знания и пробовать себя в смежных направлениях деятельности.

Помимо этого, кандидат должен уметь брать на себя ответственность и уметь выстраивать коммуникацию с другими сотрудниками и отделами. Последний навык крайне важен в условиях мультикультурности Sandvik Coromant.

Мы понимаем, что у молодых специалистов недостаточно навыков для выстраивания межкультурного общения, однако умение ладить с людьми и находить к ним подход – неотъемлемое качество для эффективной работы в целом, поддержания благоприятной и комфортной рабочей обстановки, а также улучшения командной работы.

Для определения перспективности молодого сотрудника и его возможностей карьерного продвижения у нас существует программа Talent Management and Succession Planning. Ежегодно мы определяем талантливых специалистов нашей компании. Потенциал сотрудника определяется руководителем. В данном случае учитывается мотивационная составляющая самого сотрудника, куда входит его желание работать, преданность компании, желание расти в карьерном и профессиональном плане.

Также оценивается эффективность работы за предыдущие и текущий годы, его основные достижения и личный прогресс. Наконец, немаловажным параметром, является отношение кандидата к работе. В Sandvik Coromant ценятся сотрудники, которые не только точно выполняют поставленную задачу, но и стремятся сделать больше, чем требуется, проявляя инициативу, прогнозируя возможнее исходы ситуации и т.д.

В завершение эти критерии подкрепляются оценкой личных качеств сотрудника.

Наталья Ембулаева, Директор по персоналу Wilo.

Формирование кадрового резерва и создание молодым сотрудникам условий для обучения и профессионального роста– задача многих успешных компаний, которые думают о будущем. Работа над подготовкой достойной смены действующим руководителям, стремление развивать персонал, обучение новым бизнес-решениям – это тот самый вклад, который определит будущее компании.

Надежной сменой сегодняшним лидерам могут стать только способные и амбициозные молодые работники с активной жизненной позицией, стремящиеся к достижению нового профессионального уровня и развитию карьеры в компании — те, кто быстрее и эффективнее других справляются с поставленными задачами. Их называют «катализаторами», «листерами» (от слова lister–человек, выделяющийся из группы как наиболее успешный), высокопотенциальными и многообещающими.

Для того, чтобы выделить таких работников, общего понимания недостаточно, важно наличие единого системного подхода и понятных критериев отбора. В Wilo, например, разработана специальная программа, которая позволяет объективно оценить потенциал молодого сотрудника, а единые критерии соответствуют основным лидерским принципам – ключевым качествам и навыкам, которыми должны обладать руководители в Группе Wilo.

Личные качества и навыки также являются неотъемлемым критерием отбора молодых работников. Так, немаловажными качествами сотрудника являются: стремление к профессиональному развитию, готовность брать на себя ответственность, умение принимать решения и выполнять более сложные задачи. В данном случае рассматривается желание работника непрерывно получать новые знания, посвящение себя самообучению, интерес к тренингам и учебным семинарам компании, а также умение учиться на опыте других.

Не менее важны когнитивные навыки. В их числе: умение воспринимать и анализировать информацию, способность быстро принимать решение, находить выход из непредвиденных и нестандартных ситуаций, а также решать сложные задачи. Кроме того, нельзя не отметить так называемый «эмоциональный интеллект». Сюда входит стрессоустойчивость, способность сохранять спокойствие и сосредоточенность в сложных ситуациях, умение выстраивать отношения с коллегами.

Именно совокупность всех вышеперечисленных качеств определяет профессиональный потенциал работника. Наличие данных навыков важно для эффективной работы в непростых условиях развития бизнеса, динамичности, жесткой конкуренции и непредсказуемых экономических реалиях.

При решении о новом карьерном шаге молодого работника руководители принимают к сведению не только его личные качества и навыки, но и отношение к работе, а также текущие достижения.