Целевая аудитория — это не про пол, возраст и демографию?

11 Апр Время чтения 7 мин 515

Каждый, кто заполнял фестивальную анкету, знает пункт «Целевая аудитория». Каждый член жюри знает, что большинство участников этот пункт в кейсе проваливают.

Почему так? Потому что его воспринимают как формальность. Как: «да-да, укажем соцдем — это женщины от 25 до 45 лет, средний доход, город-миллионник». Но в глазах судей это — размытая аудитория, которой можно предложить что угодно. А ведь именно из взаимодействия с ЦА и её анализа можно извлечь ключевой инсайт проекта.

Задайте вопросы к проекту через призму ЦА:

  • Понимаете ли вы реального человека за “кулисами” вашего креатива?
  •  Есть ли у проекта продуманная стратегия на основании поведенческой модели ЦА?
  • Насколько осознанно вы пришли к идее с точки зрения попадания в «боль» аудитории?

Давайте разложим по пунктам, как превратить описание ЦА во вдохновляющий элемент кейса, а не в скучный раздел для галочки.

Пункт 1: Сегмент, а не толпа

Многие до сих пор пишут: «женщины 25–45», «молодёжь», «автолюбители». Это не сегмент. Что важно:

  •  Чёткий поведенческий или мотивационный критерий: не просто «молодёжь», а «те, кто активно пересобирает свою идентичность через участие в сообществе»
  •  Ясное описание: где они, что думают, как выбирают, кто влияет
  •  Не бойтесь узких сегментов: фестивальное жюри ценит точность, а не масштаб

Пункт 2: Живой человек, а не "персона"

Формат «персон» устарел, если за ними нет реальных данных. Не надо писать:

«Саша, 32 года. Ходит в спортзал, любит кофе и шопинг в Zara». Если за этим нет боли, инсайта, внутреннего конфликта — это просто обёртка.

Что работает лучше:

  • Реальные интервью / depth-interviews
  • Переписка с клиентами
  • Поведенческие наблюдения (не "что думает", а "что делает")
  • Social listening: что пишут в отзывах и комментариях

📌 Пример: «Во всех интервью девушки говорили “я устала быть удобной”. Это и стало якорем для всей платформы — “Удобна себе, а не миру”».

Пункт 3: Контекст, в котором живёт аудитория

Любая целевая — это не вакуум. Это контекст: экономики, культуры, политики, трендов.

Фестивальное мышление — системное: важно показать, в каком мире живёт ЦА, что на неё влияет, какие события задают повестку.

  • Что происходит в категории? (кризис доверия, перегрев, дефицит внимания)
  • Как изменилась жизнь ЦА за 2 года? (рост цен, падение веры, новые ритуалы)
  • Какой культурный код работает сейчас? (ностальгия по 90-м, поворот к честности и простоте, недоверие к «слишком красивому»)

📌 Пример: «Целевая — миллениалы, выросшие на пабликах вроде MDK и YouTube-юморе. Мы сознательно использовали иронию и ностальгические образы, чтобы вызвать эффект узнавания».

Пункт 4: Инсайт не из головы, а из поля

Инсайт — это не догадка и не «что-то, что сказал клиент». Это — внутренний конфликт, который двигает поведение аудитории. Жюри чётко видит разницу между описанием и инсайтом. И ещё чётче — между фразой «мы нашли инсайт» и тем, кто и как его нашёл. Что добавляет веса:

  • Покажите метод (опрос, глубинка, соушл-листенинг, нейрооценка)
  • Дайте цитату, цифру, визуал
  • Расскажите, как инсайт повлиял на идею

📌 Пример:«ЦА массово переезжает в спальные районы и чувствует себя оторванной от жизни города. Проект возвращает им ощущение “сердца города” прямо во двор».

Пункт 5: Логика между аудиторией и решением

Вот где рождается стратегия: когда все уровни работы с ЦА приводят к осознанному выбору идеи, формата и канала. Это ваша «петля смыслов»: почему именно эта аудитория → именно этот инсайт → именно такая подача.

💡 Задайте себе вопрос: Если бы вы выбрали другую ЦА — проект выглядел бы по-другому? Если ответ — «да», значит, всё логично. Если «нет» — значит, ЦА формальна, и идея была универсальна.

Жюри любит простых, умных и не усложняющих

Всё, что вы пишете в разделе ЦА, должно обосновывать выбор идеи, креатива, стратегии.Жюри не ждёт диплома по социологии. Оно ждёт логики, ясности и профессионального подхода.

❌ Плохое описание ЦА: «Молодые мамы с детьми. Вдохновляются блогерами. Часто сидят в ВК».

✅ Хорошее описание: «Молодые матери в мегаполисе, переживающие кризис идентичности: между культом “успешной мамы” и внутренним чувством потери себя».

И уже в таком контексте можно уверенно сказать: именно этот инсайт дал нам основу для идеи — создать проект, где женщинам не нужно быть идеальными, где можно быть разными, уставшими, настоящими.

Так родилась кампания, в которой голосом героинь прозвучало разрешение:«Ты не обязана быть суперженщиной — ты есть, и этого уже достаточно».

Не забывайте: внимание к деталям может сыграть решающую роль.На нашем TG-канале есть ещё полезные посты по теме — переходите, читайте, сохраняйте:

📌 Почему члены жюри ценят стратегию и креатив, основанные на исследовании ЦА

📌 Как правильно описать?

Проверьте свою заявку перед отправкой на фестиваль, а мы напоминаем какие фестивали сейчас принимают заявки:

  • Silver Mercury Awards дедлайн до 18.04.2025 
  • White Square дедлайн до 28.04.2025 
  • Международный фестиваль социальной рекламы и коммуникаций LIME дедлайн до 10.05.2025 
  • WOW fest дедлайн до 31.05.2025
  • Медиапремия АПОСТОЛ дедлайн до 20.06.2025 
  • Первая премия российского digital “ПРОКСИМА” дедлайн до 30.06.2025
  • Proba Awards дедлайн до 04.08.2025 
  • 1Й Региональный фестиваль рекламы дедлайн до 08.08.2025
  • IntеrComm дедлайн до 15.09.2025 
  • Tagline Awards дедлайн до 13.11.2025