Диверсификации бизнеса и производства в условиях пандемии

2020-08-14 11:30:30 1083

Обусловленный пандемией экономический кризис 2020 года выступил «лакмусовой бумагой» и испытал на прочность большинство сфер бизнеса. Для одних он стал причиной дефолта и привел к банкротству. А для других послужил стимулом к развитию, введению инноваций и развитию новых возможностей. Подробнее о нюансах диверсификации бизнеса и производств в условиях пандемии узнаем со слов финансиста, члена Ассоциации профессиональных директоров АНД Николая Владимировича Неплюева.

Вопрос: сколько компаний Петербурга диверсифицировалось с начала пандемии (март 2020)?

Процесс диверсификации бизнеса и производств в 2020 достигает рекордных максимумов и уже превысил прошлогодний показатель на 12%, а у нас впереди еще целое полугодие. Примерно 37% компаний Санкт-Петербурга активно задействовали антикризисные меры. И это только официально оглашенные реоптимизации, о которых мы знаем из заявлений самих компаний и общей статистики. - говорит финансист, Николай Неплюев.

На самом деле значительно больший процент компаний проводил диверсификацию, но не всем удалось. Многие бизнеса не смогли выбрать правильную стратегию и потерпели крах. Рынок еще долго будет восстанавливаться от понесенных потерь. Надежды возлагаются не на новичков, которые придут в свободные ниши в момент оттепели после завершения кризиса. Я, как и многие другие эксперты, делаю ставки на успешные компании, которые подтвердили свою состоятельность в самый сложный момент и получили импульс к дополнительному развитию.

Стоит отметить, что диверсификация во время пандемии особенно удалась тем, кто заранее имел стратегии альтернативного развития своего бизнеса. Накануне были проблемы с низкими ставками по депозитам, что вынудило инвесторов рассматривать множество альтернативных сфер и инструментов диверсификации своих портфелей. На момент пандемии, некоторые компании уже запустили антикризисные программы, а другие как раз к этому готовились. Для инвесторов открылись новые ниши применения капиталов, а компании смогли реализовать свои инновации.

Вопрос: какие именно компании и каким образом диверсифицировали свою деятельность? Что в обозримом результате было изменено: направление бизнеса, продуктовые линейки, новые виды товаров и услуг?

Процесс производства остался практически неизменным. Модернизировалось делопроизводство, позиционирование и взаимодействие с клиентами. Все компании смогли уделить должное внимание присутствию в интернет-пространстве и акцентироваться на dijital-технологиях. Пришлось оперативно перестраивать менеджмент и маркетинг, развивать отделы медиа-сопровождения, создавать отраслевые центры компетенций и рекрутировать новых специалистов.

Ярким примером успешной оптимизации выступает «Экспофорум-Интернешнл». Когда из-за карантина были закрыты и простаивали комплексы «Ленэкспо» и «Экспофорум», ситуация для них могла оказаться критической и привести к банкротству. Однако «Экспофорум» даже не рассматривал свои действия как стратегии выживания. Для ни это была возможность, которую они успешно использовали для развития, модернизации и обновления компании. В компании были запущены инновационные проекты по внедрению диджетализации и освоению нового для себя медиа-пространства в глобальной сети. Были созданы новые отделы, привлечены соответствующие специалисты и реализованы проекты, до которых раньше никак руки не доходили. Кризис не только не пошатнул данную компанию, но и способствовал ее выходу на новые рынки.

Вопрос: как эти процессы диверсификации отразились на экономике региона, стабильности компаний и прочих показателях?

Своевременная диверсификация способствовала сохранению экономического баланса региона и минимизировала убытки. Стабильность успешных компаний только возросла, и они приобрели больше уверенности в освоении новых инструментов и рынков.

Конечно, общая экономическая ситуация региона и страны в целом испытала стагнацию, особенно в первый период введения карантина. Но уже с конца мая финансово-экономическое положение стабилизировалось и стало выравниваться, разумеется, не без помощи со стороны государства.

Вопрос: какие компании не выдержали условий пандемии: закрыли производства, сократили штаты, подали на банкротства и т.д.?

В своем большинстве это мелкий и средний бизнес в сфере массового потребления. Данный сегмент компаний полностью зависим от экономической ситуации в стране и на рынке. Избежать банкротства смогли те, кто сократил или заморозил производства, отправил сотрудников в бессрочный «отпуск». Они просто выжидают пока ситуация на рынке стабилизируется за счет ущемлений интересов собственного штата сотрудников и в ущерб прибыли.

Дефолт настиг тот бизнес, где руководство вообще не придало особо значения ситуации и никак не реагировало. Зачастую мелкий и средний бизнес даже не предусматривает диверсификацию на случай кризиса. Просто работают пока это выгодно и закрываются в случае форс-мажора.

Вопрос: сколько было инвестировано в проекты диверсификации компаний и какой эффект был достигнут в результате?

Проекты диверсификации компаний привлекли на себя львиную долю инвестиций как со стороны государства, так и коммерческих инвестиционных фондов. Обычно сегмент диверсификации финансовых рисков привлекал 7-11% от общих инвестиционных портфелей. А в этом году он привлек по разным оценкам от 38% до 62% всех инвестиций. Точную цифру назвать сложно, поскольку многие инвестиции являлись косвенными и комплексными, а не точечным вливаем в диверсификацию конкретных компаний или отраслей.

Я усматриваю много положительных тенденций, которые смогли реализоваться благодаря сложившейся ситуации и рентабельной диверсификации. Явно повысилась лояльность к партнерству и сотрудничеству со стороны многих компаний как внутри собственной отрасли, так и на рынке в целом, что мы видим на примере возросшего процента заключенных договоров. Многие поняли, что прежде всего необходимо повышать конкурентоспособность за счет качества продукции, доверия потребителей и поддержки партнеров, а не стремиться к автономии. Этот нюанс впоследствии положительно скажется на улучшении климата в бизнесе, снижении агрессивной рекламы и повышении качества продукции. Также большой импульс к развитию получила логистика и диджитализация экономики.

Те компании, которые обанкротились, смогут начать заново в качестве субподрядчиков в партнерстве с более прогрессивными и надежными флагманами рынка. В итоге мы получим стабилизацию рыночной экономики и это обнадеживает.