Обострившиеся проблемы в сфере российско-казахского космического сотрудничества комментирует Николай Владимирович Неплюев, экономист и частный консультант по финансам.
«Арест имущества ЦЭНКИ (главного оператора российских космодромов) для специалистов по вопросам российско-казахских отношений, в принципе, не стал неожиданным. Это вполне закономерный шаг со стороны исполнительных органов службы приставов республики, поскольку исполнительный лист по взысканию задолженности был выписан ещё в конце ноября прошлого года, а российское руководство ЦЭНКИ известили о необходимости оплаты в январе нынешнего года. Это решение, возможно, ЦЭНКИ попробует ещё обжаловать, поэтому вопрос с выплатами своевременно и не решался.
Если анализировать ситуацию развития отношений между «Роскосмосом» и Казахстаном вообще, то становится очевидным, что вся эта ситуация с задолженностью – чисто формальная причина раздора, причины которого лежат в другой плоскости. Речь, на самом деле, идёт о зашедшей в тупик работе по проекту совместного казахстанско-российского предприятия «Байтерек», который был запущен ещё в 2005 году. Одна из целей общей программы освоения космоса заключалась в переходе к использованию экологически чистых ракет-носителей на Байконуре (вместо ракеты «Протон», работающей на ядовитом гептиле).
Согласно заключённому с «Байтереком» договору казахская сторона отвечала за постройку стартовой площадки, а российская – за разработку ракеты «Союз-5», работы над которой начались в 2017 году. О проблемах с успешным внедрением проекта в жизнь стало известно летом 2022 года, когда власти Казахстана заявили, что открытие наземной инфраструктуры для ракеты будет отложено на год. Чуть позже, после назначения нового главы «Роскосмоса» Юрия Борисова, стало известно и о переносе сроков первого испытательного пуска «Союза-5» на 2024 год».
Николай Неплюев о перспективах ввода в эксплуатацию ракеты «Союз-5»
Использование в Казахстане космодрома «Байконур» в качестве площадки для испытания и запуска ракеты «Союз-5» может стать в ближайшее время проблематичным. О том, что можно использовать в качестве альтернативы на территории России, говорит Николай Владимирович Неплюев, финансовый эксперт и индивидуальный советник по инвестициям.
«Юрий Борисов неоднократно критиковал задержки ввода в эксплуатацию стартовой площадки, что, видимо, не понравилось казахской стороне. В ответ казахстанская сторона подала в суд на «Роскосмос» за отсутствие экспертного прогнозирования по влиянию будущей ракеты на окружающую среду, и ожидаемо выиграла его. Любопытно при этом, что вынесшие судебное решения инстанции Международного финансового центра «Астана» относятся к независимой юрисдикции, действующей на принципах британского права и состоящей из судебного корпуса иностранных специалистов.
Поскольку ЦЭНКИ отвечает за все космодромы в Казахстане, в том числе и за Байконур, перспективы по дальнейшему развитию всех космических проектов в республике становятся более туманными. Попытка взыскания задолженности с ЦЭНКИ при этом всего лишь одно из формальных, видимых следствий другого, более глобального тренда, связанного с введёнными против космической отрасли России санкциями.
Прежде всего под вопросом дальнейшее использование ракеты «Союз-5», которую в ближайшие годы ожидают лётно-конструкторские испытания. Предполагалось, что площадкой для испытаний станет как раз «Байконур», однако если кризис в российско-казахском космическом сотрудничестве усугубится, то для эксплуатации ракеты придётся искать другую площадку. Ранее глава «Роскосмоса» высказывал предположение, что в будущем для запуска «Союза-5» можно будет использовать плавучий ракетный комплекс «Морской старт», базирующийся в водах Тихого океана на Дальнем Востоке. Однако для его восстановления после возвращения из американских вод потребуется время и немалые вложения (по оценкам экспертов до 1,2 млрд долларов)».