По итогам 2020 года выручка группы компаний «ЛитРес», в которую входят сервисы ЛитРес, MyBook, Livelib, ЛитРес: Самиздат, ЛитРес: Чтец и ЛитРес: Библиотека, выросла на 32% в сравнении с 2019 годом. Самый высокий рост показали подписные сервисы: выручка книжного сервиса по подписке MyBook за год увеличилась более чем на 78%, а количество пользователей, оформивших премиум-подписку, на 156%. Категория независимой литературы в 2020 году также активно росла: продажи книг, опубликованных на издательской платформе ЛитРес: Самиздат, увеличились более чем на 65%. В книжном сервисе ЛитРес самый высокий рост показали приложения на платформе Android и аудиокниги — более 50% и 44% соответственно.
«Прошлый год стал непростым для всего книжного рынка из-за эпидемиологической обстановки, но несмотря на это группа компаний «ЛитРес» показала хорошие темпы роста. Основными драйверами продолжали оставаться аудиокниги, подписка и независимая литература. Мы уверены, что они сохранят свои позиции и в этом году. Для всех сервисов «ЛитРес» 2020 год оказался продуктивным: от запуска эксклюзивных аудиосериалов и громких книжных премьер до новых продуктов, таких как ЛитРес: Абонемент или собственное Издательство для наших авторов. Кроме того, мы вышли на рынок стран Балтии, запустив сервис MyBook в Эстонии, развивали сервисы группы компаний в Польше и странах СНГ», — комментирует Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес». — «В 2021 году мы будем продолжать развивать и консолидировать рынок цифровых книг, вовлекать в потребление книжного контента все новую и новую аудиторию, улучшать пользовательский опыт и удобство сервисов и активно продвигать их с помощью федеральных рекламных кампаний и, конечно, обеспечивать наших читателей большим количеством эксклюзивных новинок».
Аудиокниги продолжают активно развивать рынок цифровой литературы
Аудиокниги продолжают оставаться одним из драйверов развития книжного рынка во многом благодаря удобству формата, позволяющего совмещать прослушивание книги и повседневные дела. Они вовлекают в потребление книжного контента нечитающую аудиторию, предлагая ей альтернативу прослушиванию музыки или просмотру видео. По итогам 2020 года данный сегмент цифрового рынка вырос более чем на 44% по сравнению с прошлым годом. Всего в книжном сервисе ЛитРес было продано более 4,6 млн экземпляров аудиокниг. В 2020 году в топ-10 самых популярных цифровых книг в России вошло сразу два произведения в аудиоформате — «Подсознание может всё!» Джона Кехо и «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ной Харрари. На текущий момент ЛитРес продолжает наращивать долю в сегменте аудиокниг: по данным аналитического агентства Kantar TNS доля сервиса составляет не менее 70%.
Для развития сегмента аудиокниг в сентябре 2020 года ЛитРес запустил роботизированную озвучку произведений, которые пока не были записаны профессиональными чтецами. Аудиокнигу, озвученную при помощи искусственного интеллекта, можно бесплатно прослушать после покупки электронной версии книги на сайте или в приложениях ЛитРес.
В декабре ЛитРес также создал и запустил собственный навык в голосовом помощнике «Алиса» от компании «Яндекс». Он дает пользователю возможность включать не только аудиокниги, приобретенные в сервисе, но и более 8 000 бесплатных произведений и подкастов из каталога.
Трансформация форматов для пользователей
Летом 2020 года сервис ЛитРес представил на российском книжном рынке новый продукт — абонемент на электронные и аудиокниги. С момента запуска количество активных пользователей абонемента в сервисе превысило 115 000, а 10% от выручки ЛитРес за данный период составили покупки по этой модели потребления. ЛитРес: Абонемент за 299 рублей в месяц позволяет пользователю получить любую электронную или аудиокнигу стоимостью до 600 рублей из каталога, включая бестселлеры и новинки, а также выбрать два произведения из персональной подборки, которая обновляется ежемесячно и на данный момент включает более 60 книг. В конце года сервис запустил также абонементы на 3, 6 и 12 месяцев. Новый формат должен увеличить проникновение электронной и аудиокниги на книжном рынке до 25-35% и укрепить рыночную долю ЛитРес. В 2021 году сервис ожидает роста количества активных пользователей абонемента примерно в три-пять раз.
Сервисы по подписке продолжают становится всё популярнее
Рост продаж сервиса по подписке MyBook по итогам года составил более 78% по сравнению с 2019 годом. При этом количество новых регистраций в сервисе выросло на 51%, а пользователей, оформивших себе премиум-подписку, в которую помимо электронных входят также аудиокниги, увеличилось на 156%. По прогнозам, в 2021 году темпы роста MyBook сохранятся. В целом, рост популярности сервиса по подписке связан с изменением привычек потребителей, включая сегмент аудиокниг. В 2020 году произведения в аудиоформате в MyBook слушали в три раза больше подписчиков сервиса, если сравнивать с предыдущим годом.
Взрывной рост сегмента самиздата
Независимая литература продолжает оставаться одним из драйверов книжного рынка. В 2020 году выручка издательской платформы для независимых авторов ЛитРес: Самиздат, входящей в состав группы компаний «ЛитРес», выросла на 65% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом пик продаж наблюдался во втором квартале — на 94% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. По итогам 2020 года количество книг ЛитРес: Самиздат от общего количества книг, проданных в сервисе ЛитРес на сайте и в приложениях, составило более 15%. Количество опубликованных произведений за год также выросло — на 76%. Количество новых авторов в сервисе за год выросло более чем на 8%. Также в прошлом году впервые книга независимого автора возглавила рейтинг самых популярных произведений: тридцатистраничная книга Владислава Гайдукевича «Расширить сознание легально» в жанре нон-фикшн была продана тиражом более 40 000 экземпляров.
В проекте ЛитРес: Чтец, где каждый может озвучивать книги и получать за это долю от последующих продаж данного произведения, в 2020 году было озвучено на 63% больше аудиокниг, чем годом ранее. На данный момент проект является крупнейшим в России производителем аудиокниг: в нем участвуют более 1.300 активных чтецов, которые в прошлом году создали и опубликовали в сервисе ЛитРес более 30% от общего количества аудиокниг на рынке.
В сентябре группа компаний «ЛитРес» дополнила свою издательскую экосистему ЛитРес: Издательством, одна из основных задач которого — публикация, распространение и продвижение бумажных книг популярных независимых авторов.
Рост продаж на международных рынках
Доходы от продаж пользователям за пределами России составили по итогам 2020 года более 17% от общей выручки сервиса ЛитРес. В лидерах на международных рынках — Германия, США, Украина, Беларусь, Казахстан, Израиль и Великобритания.
В третьем квартале 2020 года книжный сервис по подписке MyBook вышел на рынок Эстонии. Запуск состоялся совместно с партнером — Eesti Digiraamatute Keskus OÜ — EDRK (Estonian Digital Book Centre), платформой по оптовой продаже электронных книг в странах Балтии, и стал первым сервисом в стране с каталогом аудиокниг на эстонском языке.
Сотрудничество с библиотеками
Проект ЛитРес: Библиотека, с помощью которого государственные публичные библиотеки могут выдавать своим посетителям электронные и аудиокниги, по итогам 2020 года выдал более 2,5 млн книг, что на 44% больше, чем в 2019 году. Выручка проекта выросла более чем на 38%, а количество активных читателей в проекте — на 30%.