Исследование ЛитРес и Like Центр: студенты и предприниматели читают и слушают книги чаще других категорий населения

2021-01-12 10:47:22 812

Сложно представить современную жизнь человека без книг: они сопровождают каждого, независимо от места, специфики его работы и финансового достатка. ЛитРес, крупнейший книжный сервис в России и странах СНГ, и образовательная компания Like Центр провели опрос среди пользователей с целью выяснить, что читают предприниматели, наемные сотрудники и руководители, студенты и служащие. В ходе исследования сравнили читательские предпочтения и привычки. Оказалось, что студенты и бизнесмены читают и слушают книги чаще остальных, а средняя ежемесячная трата на книги у россиян в целом — бумажные, электронные и аудио — составляет до одной тысячи рублей.

В опросе приняли участие более 7 000 респондентов, среди них: наемные сотрудники, предприниматели, студенты, руководители, служащие. Самыми читающими оказались студенты — 27% опрошенных читают каждый день. Менее чем на один процент от них отстали предприниматели — 26,1% каждый день находят время, чтобы побыть с книгой. На третьем месте — руководители. А вот самой «мало читающей» группой оказались наемные сотрудники, всего 18% читают каждый день, при этом более 23% респондентов из этой категории вообще читают раз в месяц и реже.

При этом организаторы опроса попросили пользователей указать свой среднемесячный достаток, чтобы сравнить читательские привычки и предпочтения. Так, абсолютно все респонденты вне зависимости от уровня дохода (от 30 000 до 300 000 рублей и выше) чаще всего отмечали, что ежемесячно тратят на книги в месяц менее одной тысячи рублей. Самыми «щедрыми» логично оказались респонденты с достатком более 300 000 рублей — они чаще остальных тратят на книги более пяти тысяч рублей ежемесячно. Интересно, что 70% из них — женщины. При этом, люди с ежемесячным доходом от 100 000 до 300 000 рублей чаще других тратят на книги от одной до пяти тысяч ежемесячно.

Кроме того, 59% всех респондентов ответили, что читают в основном для самообразования и саморазвития. На втором месте по популярности среди причин для чтения — профессиональное развитие и обучение новым навыкам (21,5%), на третьем — поиск мотивации и вдохновения в литературе (7,7%). Интересно, что только 6% читают книги для развлечения. При этом, если сравнивать мужчин и женщин, то первые чаще выбирают чтение для профессионального развития. В то же время практически абсолютно одинаковый процент представителей обоих полов выбирают книги для саморазвития, но женщины чаще мужчин ищут в книгах источник мотивации и используют литературу как способ разобраться в себе.

Ожидаемо, что самым популярным у предпринимателей жанром оказалась профессиональная и бизнес-литература, её выбрали почти половина опрошенных из категории. Этот же жанр лидирует и у наемных сотрудников. Студенты чаще всего выбирают художественную литературу, служащие — художественную литературу и книги по психологии и мотивации, а руководители — профессиональную литературу и книги по психологии. Опрошенным также предлагалось ответить, какие авторы привлекают их больше всего. На первом месте оказались зарубежные современники, их выбирают 70% респондентов, на втором — русские современные писатели (47,3%). Зарубежным и отечественным классикам повезло меньше, они оказались на третьем и четвертом местах.

Респонденты назвали и свои самые любимые произведения. Так, у предпринимателей и бизнесменов лидером оказалась «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки — знаменитый международный бестселлер отмечали чаще остальных. На втором месте — «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, на третьем — «Подсознание может все» Джона Кехо. В список самых упоминаемых также попали «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, «Думай и богатей» Наполеона Хилла, «Алхимик» Паоло Коэльо и «Финансист» Теодора Драйзера.

У наемных сотрудников в лидерах оказался Михаил Булгаков и «Мастер и Маргарита», немного отстал от него «Атлант расправил плечи», а замыкает тройку самых упоминаемых любимых произведений «Подсознание может все». Этот же рейтинг актуален и для руководителей.

Студенты и служащие чаще всего выбирают Булгакова и Айн Рэнд, а также отмечают произведения Лермонтова, Александра Дюма, Федора Достоевского и современника — Михаила Лабковского.

В опросе приняли участие более 7 000 респондентов из разных городов России. Больше всего ответов поступило из Москвы и Московской области (22,5%), Санкт-Петербурга (5,1%), республики Татарстан (5%), республики Башкортостан (5%), Краснодарского края (4%), Свердловской (3,2%) и Челябинской (3%) областей.