E-commerce сейчас одна из самых быстро развивающихся отраслей российской экономики. И цифры роста впечатляют! По данным TAdvizer, у «СберМегаМаркет» число продавцов увеличилось по итогам первых 5 месяцев 2023 года — на 120%, у Ozon — на 92%, у «Яндекс.Маркета» — на 89%, у Wildberries — на 36%. Общее число продавцов на онлайн-площадках РФ с начала 2023 года выросло на 51%.
Для одного из клиентов команда аналитиков Globus IT провела исследование трендов развития e-commerce и потребительского поведения россиян. Мы собрали данные из открытых источников и выделили самое главное.
Прежде всего давайте разберемся, зачем бизнесу знать тренды развития ритейла.
Понимание потребительского поведения. Знание трендов помогает бизнесу лучше понять изменяющиеся потребности и предпочтения потребителей. Ритейл дает возможность напрямую контактировать с конечными потребителями, и знание трендов позволяет бизнесу адаптировать свои продукты, услуги и маркетинговые стратегии под ожидания и требования рынка.
Конкурентные преимущества. Быстрое реагирование на изменения в ритейле позволяет внедрять новые технологии, улучшать клиентский опыт, разрабатывать инновационные решения и предлагать уникальные продукты и услуги, что способствует удержанию и привлечению клиентов и дает сильные конкурентные преимущества.
Прогнозирование и планирование. Знание трендов позволяет более эффективно управлять запасами, развивать новые каналы продаж, адаптировать бизнес-модели и принимать стратегические решения, которые помогут бизнесу быть успешным в будущем.
Инновации и развитие. Ритейл является динамично развивающейся отраслью, где непрерывные инновации имеют большое значение. Знание трендов позволяет бизнесу искать новые возможности и разрабатывать инновационные продукты и технологии, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность своего бизнеса.
Адаптация к изменениям. Ритейл постоянно трансформируется под воздействием новых технологий, изменений потребительских предпочтений, экономических факторов и других влияний. Знание трендов помогает бизнесу быть гибким и адаптивным, готовым приспосабливаться к новым условиям.
Рост онлайн-продаж. По данным АКИТ, объем российского рынка интернет-торговли в 2022 году вырос более чем на 30% и достиг 5,17 трлн рублей.
Чаще всего онлайн покупают такие категории товаров, как техника (цифровая и бытовая), мебель и товары для дома, одежда и обувь, продукты питания.
Концентрация онлайн-рынка. Эксперты прогнозируют, что в дальнейшем рынок ужмется до нескольких маркетплейсов и одного или нескольких сильных специализированных омниканальных игроков в каждой категории. По данным Data Insight, на январь 2023 года доля заказов на Ozon и Wildberries суммарно составляла более 70%.
Доступность пунктов выдачи. Пункты выдачи заказов (ПВЗ) есть практически в каждом квартале. New-retail.ru приводит следующие цифры: сейчас количество точек (ПВЗ) Wildberries в 2,5 раза выше, чем совокупно у Х5 и «Магнита».
Сила брендов. Приведем цитату из исследования New-retail.ru: «Для многих покупателей Wildberries и Ozon — это место покупки “по дефолту”, им уже даже реклама не нужна».
● Тренд на мультиплатформенность среди продавцов. В исследовании Tinkoff eCommerce говорится, что в 2022 году все больше селлеров предпочитали работать сразу на нескольких онлайн-площадках. 20% предпринимателей выставляли свой товар на двух и более маркетплейсах. Для старта, как правило, выбирают Wildberries (чуть более 70%), после этого добавляют Ozon (21%).
Автоматизация всех процессов и переход на отечественные сервисы и ПО. Если пройтись по крупным игрокам, то увидим, что большинство из них или в процессе перехода на российский софт, или перевело на него все ключевые процессы. Так, около 70% ИТ-инфраструктуры «Магнита» уже функционирует на отечественном ПО. X5 Group еще в 2020 году полностью перевела свои IT-системы в российский ЦОД. Кроме того, на российские аналоги компания перешла и в части телекоммуникационного оборудования (такие данные приводит издание Retailer).
По сведениям того же Retailer, другому крупному игроку рынка FMCG «Ленте» для завершения технологического импортозамещения рабочих процессов на 100% потребуется около пяти лет. Однако в компании рассчитывают, что переход на отечественное ПО позволит «снизить затраты».
Одной из самых актуальных тем стал уход из России SAP и замена его на отечественные сервисы. И здесь крайне востребованной стала российская разработка — e-commerce-платформа Compo, которая может заменить такие западные ИТ-продукты, как SAP Commerce Cloud (Hybris), Oracle Commerce, Magento, Mirakl, Scallium, BigCommerce, PimCore, Akeneo, Informatica, Cluedin, Profisee, Oracle MDM. Внедрение платформы значительно упрощает и автоматизирует торговые процессы: закупку, продажу, работу с контентом, складами и остатками.
Как сообщают разработчики платформы, на базе Compo Platform уже реализовано более 200 проектов для средних и крупных торговых и производственных компаний.
В 2022 году произошли значительные изменения в покупательском поведении россиян, вызванные социально-экономической и геополитической ситуацией: отток платежеспособной аудитории за пределы РФ, инфляция, общая нестабильность в стране и неуверенность в завтрашнем днем. Все это приводит к тому, что сейчас мы наблюдаем следующие тенденции.
Покупатели стали более чувствительны к ценам. Как выяснила АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли), потребители при возможности стараются заменить дорогие марки более дешевыми.
Перераспределение продаж между каналами — покупатель уходит в дискаунтеры и минимаркеты. Согласно исследованию компании NielsenIQ, если раньше покупатели выбирали ecom-платформы из-за удобства совершения покупок, например во время пандемии и локдауна, то сейчас — для экономии. 73% респондентов сравнивают цены в онлайн- и офлайн-магазинах, а 48% считают, что в Сети можно найти товары по более низким ценам.
Внедрение функции соцсетей для повышения продаж на маркетплейсах. Как утверждают эксперты, маркетплейсы все больше напоминают соцсети: пользователи прокручивают ленту товаров в поисках нового контента, смотрят видео блогеров. Какие же приемы используют крупнейшие электронные площадки:
— использование сторис с описанием новых трендов, технологий, лайфхаков, рецептов (Lamoda, «Самокат»);
— прямые эфиры (Ozon, AliExpress, «Детский мир», «Яндекс.Маркет»)
— генерация пользовательского контента (UGC, user-generated content), так как у покупателей более высокий уровень доверия к нему;
— персонализация контента/товара.
Покупки с использованием мобильного телефона. Согласно исследованию Яндекса, доля покупок, сделанных с мобильных устройств, продолжает расти (в 2021-м она превысила 60%), и эксперты прогнозируют, что этот тренд продолжится. Люди покупают как на сайте через браузер, так и через мобильное приложение магазина/маркетплейса.
Заберу сам. Как говорится в том же исследовании Яндекса, наиболее популярный способ онлайн-заказа — самовывоз из магазина или пункта выдачи.