Ежедневно в мире отправляется 122 миллиона спам-сообщений по email — это 85% мирового email-трафика. Масштабы впечатляют и огорчают. Никто не любит спам, особенно сервисы рассылок. Поэтому многие системы ведут войну со спамом, но под их санкции попадают и добросовестные компании. Как не стать спамером случайно и делать рассылки правильно? Разберём в статье.
Что такое спам
Спам — нежелательная рассылка по электронной почте или по другим источникам: по SMS, в сообщениях соцсетей. Такие рассылки спамеры делают без согласия получателя на большое количество пользователей. Обычно в письмах предлагают товары или услуги сомнительного качества.
В 40-х годах прошлого века у слова «спам» (spam) не было негативного смысла. SPAM — это название торговой марки для консервов фирмы Hormel Foods Corporation, которая выпускала их для мясного рациона солдат во время Второй мировой войны. После войны продукции осталось много, и её надо было скорее реализовать до конца срока годности. Так консервы появились в рекламе, которая была везде. Продукт агрессивно навязывали людям.
Когда в сети появились «мусорные» массовые рассылки, то их стали обозначать словом «спам». В начале такой метод мог быть эффективным, но сейчас спам-сообщения раздражают, люди перестали их замечать в большом потоке информации. Но рынок спама не теряет обороты.
Спам проник почти во все средства коммуникации. К электронной почте добавился спам:
Автоматизация ускорила рассылку спама и увеличила его в разы. Спам-бот может заменить человека, например, при спаме в соцсетях. Хотя пользователь будет думать, что общается с реальным человеком. Но боты «не очень умные», сломать их логику можно неожиданным ответом.
Какие бывают виды спама
Спам-реклама — обычные рекламные письма, которые рассылают по базе контактов.
Фейковые сообщения — письма как бы от обычных людей, которые могут рассказывать свою трагическую историю и просить денег, или обещать подарить большую сумму просто так.
Фишинг — письма маскируются под известные бренды. Тогда в адресе указана фейк-почта, которую конечный пользователь не видит. И понимает, что его обманули после перехода по ссылке. Цель — получить персональные и конфиденциальные данные. Ссылка из такого письма ведёт на поддельный сайт, где пользователь оставляет свои ФИО, пароли, номера банковских карт и другие данные.
Рассылки с вредоносным ПО — письма с вирусами, которые попадают на компьютер пользователя, когда тот переходит по ссылке в письме.
Причина спама на почте — это данные, которые попали не в те руки. Как спамеры получают адреса пользователей:
Какие бывают спамеры
Спамить могут и профессионалы, и случайные люди, например, неопытные маркетологи компаний. Спамеров делят на:
Профи — это службы рассылок, которые шлют огромное количество писем. Такие команды хорошо знают своё дело, и в штате могут быть даже программисты для более продвинутых решений.
Собиратели адресов с помощью ПО проверяют и продают базы.
Неопытные и случайные спамеры — часто маркетологи компаний, которые не понимают, что такое рассылка, и делают её неправильно. Начинающий спамер не вникает в детали рассылки, за что его письма попадают под санкции сервисов.
Чтобы не оказаться в рядах случайных спамеров, к рассылке надо готовиться — знать правовые, технические и другие особенности.
Папка спам для вашего письма — это приговор. Почему? Клиент о вас не узнает, последствия могут быть серьёзнее: отключение домена, судебные иски и штрафы.
Чтобы узнать, почему письма попадают в спам, надо оценить много факторов:
Разберём каждый пункт.
В России любая рассылка должна соответствовать законам:
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ запрещает рассылку без предварительного согласия адресата. Также рассылку нужно прекратить при первой же просьбе адресата.
Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ — каждая компания, которая собирается делать рассылки, должна подать документы на регистрацию оператора персональных данных.
Такие случаи в законах тоже прописаны. Необязательно получать согласие пользователя, если рассылка:
Как не нарушить закон
Сделать форму подписки с согласием на рассылку и предоставить пользователю следующие документы на сайте:
Репутация источника рассылки зависит от: наличия IP-адреса и домена в чёрных списках, качества базы, наличия аутентификации, непрочитанных писем и процента кликов, жалоб на спам, интенсивности рассылок.
«Плохие» адреса в базе тоже влияют на рассылку, поэтому надо соблюдать гигиену почты: чистить дубли и неактивные адреса.
Какие могут быть проблемы с базой:
Адрес не прошёл валидацию. Пользователь оставил неактивный или неправильный email.
Базу не использовали сразу — тогда контакты устаревают. Такое бывает, когда компания долго собирает базу разными путями, но не делает рассылку сразу. Например, ждёт определённого количества пользователей.
Ошибки в базе
В списках адресов могут быть те, которые отписывались, но рассылка для них продолжается. Риск получить жалобы на спам от таких контактов повышается, в худшем случае можно получить судебный иск.
Спам-ловушки в базе
Это адреса-роботы, которые проверяет всю входящую почту. DOI (Double Opt-In — подтверждение адреса через переход по ссылке из почты) на таких ящиках не работает. Если на этот адрес приходит рассылка без согласия, то сервис может посчитать её спамом. Спам-ловушки иногда преобразуют из заброшенных адресов пользователей, которые не заходили в аккаунт течение долгого времени, или сервис их заблокировал. Другой вид спам-ловушек — созданные специально. Если в базе много таких адресов, то репутация отправителя ухудшается.
Поведение пользователей
Сервисы рассылки считают, как часто пользователи открывают письма, переходят по ссылкам внутри. Чем меньше переходов, тем больше шансов попасть в спам со следующими рассылками.
Оформление рассылок
Сервис может заблокировать рассылку из-за невалидной HTML структуры. Запрещается использовать элементы: JavaScript, VBScript, Frames, IFrames ActiveX, Java-апплеты, подключение с сайтов через CSS или Meta Refresh и другие. Также сервисы принимают не все ссылки после сокращения в специальных инструментах.
Интенсивность и объём рассылки
Сервисы любят предсказуемые действия. Резкие увеличения рассылки и нерегулярность рассылки — признаки спама.
Бывают частные и публичные. Частные собирают информацию внутри сервиса, а публичные с разных источников. IP-адрес и домен могут попасть туда за:
Поэтому важно проверять, нет ли вас в блэклистах. Например, репутацию документа можно посмотреть через Postmaster Tools.
Как сохранить репутацию
Технические настройки и архитектура email-сообщении
Все сервисы рассылки поддерживают одни стандарты для защиты от спама. На серверах, откуда идёт рассылка, есть технические заголовки. Сюда помещают данные о письме, которые определяют надёжность источника рассылки.
Какие параметры должны быть в «правильном» письме:
RFC (Request for Comments) — документ, который содержит технические спецификации и стандарты.
DNS (rDNS и PTR-записи) — у всех серверов, с которых идёт рассылка, должны быть валидные DNS записи. Никаких сгенерированных автоматически rDNS и PTR-записей. Если обратный DNS не указан, то почтовый сервис не пропустит такую рассылку.
IP-адреса (WHOIS) нельзя скрывать данные по IP-адресам в WHOIS. Особенно актуально, когда хостера взломали, и от вашего IP шлют спам. Если данных о вас нет, то сервис не может сообщить вам о проблеме и просто заблокирует все рассылки.
Proxy и Relay — это защита от рассылки спама от вашего имени. Сервер не должен быть с открытым Proxy-сервером или открытым Relay. Тогда анонимные и неавторизованные пользователи до него не доберутся.
DKIM (DomainKey Identified Mail) — протокол цифровой подписи письма определяет, имеет ли право отправитель на рассылку. Почтовый провайдер идентифицирует его через специальный ключ.
SPF (Sender Policy Framework) — запись, которая покажет, с каких доменов и/или IP будет приходить почта. Такая настройка должна быть во всех DNS, иначе почтовый сервис отправит письмо в спам или предупредит об угрозе.
FBL (FeedBack Lookup) — стандарт, который отображает информацию о жалобах на спам. Каждый отправитель писем с FBL может узнать, какой пользователь и на какое письмо пожаловался.
List-Unsubscribe настройка адреса или URL для отписки — пользователь может отказаться от рассылки и даже не открывать письмо.
Политика DMARC — стандарты, которые помогают владельцам доменов назначать правила для почтовых сервисов. По ним почтовый провайдер будет знать, что делать с письмами, которые отправили с домена владельца, но они не прошли аутентификацию. Это защитит от подделки DKIM и использования сервисов, где можно просто поставить чужой домен. Также DMARC помогает контролировать технические настройки.
Чтобы проверка письма на спам прошла успешно, надо уважать требования сервисов рассылок. Иначе возможны санкции:
Какие требования могут быть у сервисов: на примере Gmail
Важно! Всегда изучите требования сервиса перед рассылкой. Даже маленькое нарушение правил может отправить ваши письма в спам.
Наш сервис помогает автоматизировать маркетинг и развивать бизнес, а ещё упростить жизнь маркетологу и делать корректные рассылки без дополнительных сервисов.
Altcraft Platform позволяет:
С какими технологиями мы работаем:
SPF (Sender Policy Framework) — технология проверки домена на подлинность.
DKIM (DomainKeys Identified Mail) —цифровая подпись, которую автоматически проверяет почтовый сервер получателя и уточняет репутацию.
DMARC подскажет почтовому сервису, что делать, если с SPF-записями что-то не так.
BIMI (Brand Indicators for Message Identification) работает с DKIM, SPF и DMARC. Помогает идентифицировать компании по изображению бренда рядом с темой письма в почте адресата. Это дополнительная валидация отправителя.
FBL/CFL (FeedBack Loop) — стандарт, который показывает жалобы на спам отправителю рассылок.
С Altcraft Platform не нужно беспокоиться, что письмо попадёт в спам. Просто создайте свою рассылку или используйте готовый шаблон из базы.
Путь email-рассылок тернистый и непростой. У каждой компании есть шанс попасть в спам. Но отказываться от этого канала из-за сложности не стоит. Грамотный подход и хороший сервис помогут сделать рассылку правильно и повысить продажи.