В 2024 году трудно представить торговлю без онлайн-площадок. Покупки на маркетплейсах за 2023 год — это 81% всех заказов в интернете. Разнообразие товаров, выгодные цены, быстрые сроки доставки, возможность примерки и отказа от товара в пункте выдачи привлекают к такому шоппингу всё больше клиентов.
В прошлом году выручка продавцов маркетплейсов выросла почти на 40% по сравнению с предыдущим периодом. Поэтому такая онлайн-торговля — привлекательное направление для бизнеса. Выход на маркетплейсы становится важной задачей для компаний и перспективным направлением.
Разберём в статье, какие популярные онлайн-площадки работают в России, как на них продвигаться и почему торговать там выгодно.
Маркетплейс — это онлайн-площадка, где происходит полный цикл продажи товаров разных продавцов: от размещения в каталоге до доставки в пункты выдачи. То есть это большой структурированный по категориям digital-рынок, который берёт на себя ответственность за продукцию.
Каждый покупатель при регистрации получает личный кабинет, где следит за своими заказами. А продавец оформляет карточки товара и контролирует остатки через свой аккаунт.
Суть маркетплейсов отличается от интернет-магазинов и агрегаторов. Хотя эти площадки похожи, работают они по-разному.
Обычно маркет плейсы представляют магазинами с физическими товарами. Но есть площадки, где продаются digital-продукты, происходит бронирование услуг и объектов.
Поэтому сервисы Яндекс.Музыка, Ostrovok.ru для выбора отелей и другие — это тоже онлайн маркетплейсы. Здесь отсутствуют пункты выдачи и доставка, иногда меняются принципы работы (например, подписка вместо покупки отдельной единицы контента).
Не нужно создавать сайт. Своя digital-платформа — это всегда затраты на разработку и ведение. Маркетплейс — магазин, который уже готов для загрузки товаров, и продавцу не нужно думать о его поддержке. Это хороший вариант для малых бизнесов, у которых нет возможности сделать свой сайт.
Делегирование доставки. Каждый интернет маркетплейс обеспечивает продавцов своей логистической системой и берёт на себя коммуникацию с клиентом, которая обычно автоматизированная.
Высокая популярность маркетплейсов. Если для продвижения своего интернет-магазина придётся потратить время и ресурсы, то сайты площадок онлайн-торговли ежедневно посещают миллионы людей, готовых к покупке. Причём здесь даже продают известные бренды, у которых есть свои интернет-магазины. Шоппинг на маркетплейсе стал привычным и удобным для пользователя, который скорее предпочтёт найти нужный продукт здесь, чем идти осваивать правила ещё одного digital-ресурса.
Расширение аудитории и география продаж. Возможность быстрой доставки товаров в другие регионы через маркетплейс увеличивает количество покупателей и делает бренд более узнаваемым.
Возможности для продвижения. Внутри маркетплейсов есть свои платные и бесплатные инструменты, то есть по сути автоматизация маркетинга, которыми пользуются продавцы. А платформа предоставляет ещё и аналитику.
Упрощение работы. С торговлей на маркетплейсах убирается большой объём задач: коммуникация с клиентами для заказа, сбор товара в службу доставки и её контроль.
Российских маркетплейс, который работает с 2004 года, сегодня приносит миллиардные обороты. Здесь продаются товары в разных категориях: одежда, обувь, аксессуары, косметика, бытовая химия, предметы мебели, товары для хобби, электроника и так далее.
Маркетплейс отличается быстрой доставкой и количеством пунктов выдачи почти на каждом шагу.
Главный конкурент Wildberries, который появился в 1998 как интернет-магазин по продаже книг. Сегодня OZON — крупный e-commerce бренд, которые работает на базе собственных IT-технологий.
Кроме физических товаров компания предлагает свои финтех продукты, сервис для путешествий и доставку свежих продуктов. Ну уступает по количеству пунктов выдачи Wildberries, а также выдаёт товар через сеть партнёров.
Онлайн-платформа для торговли от Яндекса, которая изначально была агрегатором. Маркетплейс долго оставался надёжным сервисом для продажи электроники и бытовой техники. Сегодня ассортимент стал шире и включает товары для дома, одежду и прочее.
По количеству пунктов выдачи Яндекс.Маркет пока уступает Wildberries и OZON, но активно развивает свою сеть. Также маркетплейс продвигается через всю экосистему Яндекса.
Площадку основала компания «М.Видео» в 2016 году по опыту зарубежных маркетплейсов. После покупки части компании «Сбером» в 2021 году платформу переименовали в «СберМегаМаркет», но уже в 2023-м произошёл ребрендинг, и сегодня компания называется именно «Мегамаркет».
Маркетплейс связан с экосистемой «Сбера», работает с бонусами «СберСпасибо» и кредитными программами банка. Ассортимент широкий: от товаров для детей, дома, одежды и обуви до автотоваров, продукции для строительства и ремонта.
Маркетплейс одежды, обуви и аксессуаров, который работает с брендами в эконом и более дорогих ценовых сегментах. Здесь более серьёзный порог входа и проверка продавцов. Продавать на Lamoda могут только состоявшиеся бренды с определённым количеством товарных категорий, потому что компания строго следит за репутацией.
Клиенты получают товар в пунктах выдачи, где возможна примерка, или заказывают доставку на дом.
Продвижение на маркетплейсах делится на бесплатные и платные способы. Внутри платформ есть свои инструменты для маркетинга, но общие правила действуют для любой площадки.
1. Правильное оформление карточек товаров
Маркетплейс — это витрина, где важно правильно представить свой продукт. На продажи влияет оформление карточек товаров, которое включает:
На маркетплейсах это один из самых важных инструментов продвижения, потому что клиенты ищут товары по высокому рейтингу и читают мнения других покупателей.
Люди больше любят оставлять негативные отзывы. Поэтому старайтесь стимулировать написать положительные комментарии о покупке, если товар понравился. Сами маркетплейсы тоже предлагают бонусы и скидки за отзывы (OZON). Продавцы иногда дополняют товары небольшими открытками, письмами и буклетами с просьбой рассказать свои впечатления. Хорошо работают подарки к основной покупке.
Также важно работать с негативом и отвечать на претензии корректно и вести маркетинговые коммуникации в комментариях.
3. Акции
Маркетплейсы любят скидки и спецпредложения. Участвуйте в программах, которые предлагают площадки, чтобы улучшить позиции карточек в выдаче.
Постоянно анализируйте. Это касается и политики ценообразования, которая должна быть адекватной и соизмеримой ценникам конкурентов. Также работайте с запасами, чтобы товар не заканчивался, иначе появится надпись «нет в наличии», — и карточками товара: если они не приносят результата, стоит их оптимизировать — сменить фото или описание.
Внутренняя реклама маркетплейса. У крупных платформ работают свои инструменты продвижения, которые за определённую плату поднимают вашу карточку в выдаче или показывают товары на главной странице. Ещё маркетплейсы проводят обучения по продвижению для продавцов.
Внешняя реклама. Здесь может быть таргет в соцсетях на конкретные товары или продвижение акций. Также баннерная и контекстная реклама в рекламной сети Яндекса.
Ещё один способ — продвижение через блогеров, особенно тех, для которых обзоры товаров с маркетплейсов стало частью контента. Поэтому реклама будет выглядеть нативно.
Маркетинг в соцсетях. Рассказывайте о ваших товарах и интегрируйте их в контент вне маркетплейса, но со ссылками на карточки. Этот метод можно назвать условно бесплатным, если заниматься ведением самостоятельно. Но всё же для хорошего SMM и контента нужны затраты на специалистов в этих сферах.
Автоматизация маркетинга маркетплейсов — часть успеха ваших продаж. С CDP Altcraft Platform вы сможете интегрировать данные из карточек товаров, информацию о заказах в общую базу.
Дальше возможна персонализация коммуникации с клиентами. Данные из маркеплейса подставляются в письма при рассылке и используются для настройки триггеров, когда статус заказа меняется.
Через Маркет настраивается идентификация для источника лида — точки контакта, каналы продаж, где оформлен заказ: сайт, офлайн-магазин и так далее. Так формируются клиентские базы для сегментации.
В Маркете отображаются статусы заказов в реальном времени и полная информация в карточке о товаре.
Маркетплейсы — цифровые «рынки» для продавцов с разными категориями товаров. Такие платформы выступают в роли витрины, а также дают возможности для оформления заказа, оплаты, доставки и продвижения.
Для бизнесов выход на маркетплейсы — это расширение аудитории и географии, экономия на создании своих digital-ресуров и логистической системы.
Продвижение на онлайн-площадках возможно через бесплатные (оформление карточек товаров, работа с отзывами, участие в акциях) и платные способы (внутренняя реклама платформ, таргет, баннерная реклама, сотрудничество с блогерами и ведение соцсетей).
Самые крупные и известные российские маркетплейсы — Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет, «Мегамаркет», Lamoda. Каждая компания сегодня работает по всей стране и открыла тысячи пунктов выдачи.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там вы найдёте актуальные новости в области digital-маркетинга, полезные статьи и интересные исследования. Будьте в теме вместе с нами :)