Разработка нового продукта — это затраты ресурсов: денег и времени. Но невозможно на 100% предсказать, будет ли идея успешной. И если пойти ва-банк и реализовать сразу все задуманные функции, есть шанс больших потерь. Если продукт не станет популярным или будет никому не нужен, бизнес потратит деньги впустую.
Для относительно экономного тестирования гипотез придумали метод MVP, когда идея реализуется, но не полностью. Клиент получает базовый функционал, которому даёт оценку, а создатель на основе обратной связи принимает решение о дальнейшей работе над продуктом.
В статье разберём подробнее, что такое MVP версия, зачем нужна и как создаётся.
MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт или версия, в которой уже есть функции, чтобы закрывать потребности и продемонстрировать возможности ПО клиенту.
Создаётся, чтобы протестировать идею без лишних вложений, поэтому такой вариант часто используют стартапы. Но MVP product — универсальное решение, поэтому подойдёт и для крупных компаний, которые запускают новые проекты и не хотят потерять деньги.
Пример. Допустим, вы решили запустить производство небольших тортиков с оригинальными надписями. МВП такого продукта — это классическая форма белого цвета и выведенные специальным кремом буквы. Торт уже вкусный и производит нужный эффект, то есть клиент может отрезать кусок, попробовать и оценить.
Тогда полноценная версия будет с несколькими цветами, более сложной формы (например, круглой), с 3-D буквами и подсветкой.
Проверка жизнеспособности идеи. Реальный продукт даст намного больше информации, чем предварительное исследование рынка. Отзывы пользователей покажут, какие функции важны и какие перспективы у проекта.
Экономия ресурсов. Минимальный продукт MVP — это тестовая версия, на которую не нужны огромные затраты. Поэтому в случае неудачи потери не станут фатальными. Также MVP прототип укажет, какой функционал пользователям не интересен, и не вкладываться в разработку этих направлений.
Повышение конкурентоспособности и привлечение клиентов. Чем дольше идёт разработка, тем больше вероятности, что кто-то другой запустит похожий продукт. Создание MVP закрепит положение компании-разработчика в определённой нише, и конкурентам станет сложнее вас обогнать.
Привлечение инвестиций. Проще получить деньги на продукт, который уже существует, чем на идею. Разработка MVP окажется плюсом для инвесторов и наглядной демонстрацией.
Понятия MVP продукта и Proof of Concept (подтверждение концепции) и прототипа связаны, но отличаются
Какие бывают MVP:
История одного из топовых онлайн-ритейлеров в мире начиналась с MVP в 90-х. Основатель Amazon Джефф Безос не стал создавать полноценный интернет-магазин, а сфокусировался на продаже всего пяти продуктов — самых продаваемых книг. Получился простой сайт, который вырос в полноценную digital-платформу для торговли. А Безос стал одним из самых богатых людей мира.
В первой версии сервис назывался Ubercab. Минимально жизнеспособный продукт включал только функцию связи пассажира и водителя, который находится поблизости в режиме реального времени. Уже тогда была система рейтинга водителей и GPS.
Позже появились дополнительные функции сверх MVP. Например, совместные поездки, переписка и даже доставка еды.
Приложение с пассивно-агрессивной совой в MVP версии было бесплатным для пользователей. Финансовая модель работала на основе краудсорсинга: юзеры сервиса переводили тексты, и лучшие из них продавались.
Позже Duolingo стало интерактивным, появилось больше уроков, изменились условия подписок.
В первой версии приложение выглядело простым альбомом для фотографий, на которые можно было наложить фильтр. И такой формат оказался очень популярным.
Сегодня Instagram* — это платформа с фото, видео, историями, чатами и многими другими функциями, которыми со временем обрастала MVP версия.
MVP сервиса было максимально простым: пользователи сохраняли идеи (картинки) по темам и размещали их на досках (пинбордах) и делились ими с другими. Сегодня эта сторона Pinterest осталась, но появился также поиск, лента рекомендаций и общий доступ к доскам, также на платформе возможно выкладывать видео.
До роста популярности во время пандемии на платформе работали ограниченные простые функции: трансляция видеоконференций, их запись и расшаривание экрана. Такой MVP оказался удобным для пользователей, и с ростом дохода компания добавила новые фичи и поработала над безопасностью данных.
В первой MVP версии ПО iPhone не существовало много привычных для нас функций: копирование и вставка текстов и изображений, Bluetooth, отправки изображений и так далее. При этом смартфон стал революционным и изменил рынок.Сегодня функций в айфоне настолько много, что люди не всегда пользуются даже половиной.
Минимально жизнеспособный продукт (MVP) — это реализация идеи (чаще IT-сервиса или приложения) с базовыми функциями, которые закрывают потребности клиентов. Такой подход важен, чтобы сэкономить деньги на разработке, изучить пользователей, привлечь инвестиции.
MVP наглядно демонстрирует, нужен ли продукт аудитории, какие есть у него недостатки, и стоит ли дальше вкладываться в его развитие.
МВП отличается от Proof of Concept (проверка гипотезы обычно без разработки продукта) и прототипа (симулятора без полноценного функционала).Для разработки MVP ставится цель, изучается рынок и аудитория, подбирается команда разработки и методология. После тестирования и запуска продукт проверяют уже в работе сами пользователи, которые дают обратную связь.
*продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там вы найдёте актуальные новости в области digital-маркетинга, полезные статьи и интересные исследования. Будьте в теме вместе с нами :)