С развитием технологий увеличивается количество каналов для продвижения товаров и услуг. А бренды активно расширяют офлайн и онлайн-присутствие. При этом выбирают для себя подходящие стратегии, среди которых выделяют многоканальный и омниканальный маркетинг, чтобы точно достичь результата.
Понятия кажутся одним и тем же — обозначают продвижение бренда на нескольких платформах. Но несмотря на сходство это разные направления со своими особенностями, преимуществами и недостатками.
В статье разберёмся, что такое омниканальность и многоканальность, чтобы больше их не путать. Узнаем, какие плюсы и минусы у каждой стратегии, поймём, какую выбрать для достижения целей своего бизнеса.
Омниканальная стратегия — это маркетинговые коммуникации с клиентами через разные, но связанные между собой каналы. Причём пользователь легко переключается между онлайн-площадками и даже офлайн-точками. А информация о действиях юзера сохраняется, и не нужно начинать общение заново. То есть принцип омниканальности — бесшовный переход между digital-каналами для пользователя.
Например, клиент делает заказ на сайте интернет-магазина, но не завершает действие. Через некоторое время сообщение о брошенной корзине приходит на электронный адрес, который указывался при регистрации.
Или человек приходит в офлайн-магазин, где с помощью QR-кода узнаёт больше о товаре и дальше добавляет в корзину в мобильном приложении. При этом получает уведомления о покупке через Push.
Омниканальность в маркетинге работает за счёт сбора данных о клиенте: активностях, заказах, характеристиках, даже устройствах, которые используются. Информация с сайта, соцсетей, эмайл, маркетплейсов и других ресурсов собирается на единой платформе. Такой может быть CDP, где создаются профили клиента с полным набором данных. Отсюда же возможны email рассылки, SMS, Push и другие виды взаимодействия с пользователями.
Подробно об омниканальности мы писали в статье «Что такое омниканальность и как она помогает бизнесу».
Мультиканальность — это коммуникация с аудиторией через несколько каналов сразу: имейл, пуш сообщения, SMS, соцсети, СМИ и другие. Особенность стратегии в том, что мессаджи, которые получает клиент на разных площадках, могут никак не пересекаться и транслировать не связанную между собой информацию.
К примеру, пользователь видит рекламу в соцсети про скидку на товары для дома в интернет-магазине. При этом email маркетинг рассылка сообщает о старте конкурса бренда. А из SMS узнаёт об открытии нового магазина рядом.
То есть мультиканальность используется для того, чтобы охватить широкую аудиторию. И такая стратегия не рассчитана на индивидуальный подход, а работает с отдельными сегментами.
Цель обеих стратегий — подвести клиента к покупке или другому действию. Но омниканальность и мультиканальность различаются по нескольким параметрам.
Из двух подходов нет идеального. В каждом — сильная и слабая сторона, которые надо учитывать при работе и выборе стратегии.
Преимущества:
Недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
При изучении преимуществ и недостатков обоих подходов может показаться, что всегда лучше выбирать омниканальность, но это не так. В зависимости от целей и бюджетов бизнеса возможны разные варианты.
Многоканальный маркетинг подойдёт компаниям, у которых ограниченные ресурсы, и принесёт пользу на старте бизнеса или нового продукта/услуги. В таком случае данных клиентов пока нет, или их очень мало. И чтобы быстро получить результат, выбирают стратегию быстрых рассылок по всем маркетинговым площадкам.
Мультиканальность также используется для отдельных рекламных кампаний и тестирования гипотез об эффективности разных каналов и контента.
Омниканальный маркетинг — это путь клиентоориентированных брендов, которые ставят потребности пользователей превыше всего и выстраивают свои стратегии по ним. Также подход станет полезным для компаний, которые готовы расти и развиваться. При этом хотят контролировать и прогнозировать этот рост, что возможно при сборе и интеграции данных, а также их анализе.
Омниканальность полезна брендам, которым нужно связать офлайн и онлайн-точки продаж в единую и прозрачную систему. Тогда получится видеть весь путь клиента и улучшать его опыт на каждом этапе.
Многоканльный и омниканальный маркетинг — похожие понятия, которые часто путают. В обоих случаях коммуникация брендов происходит через несколько каналов коммуникации, но есть различия. Многоканальность — это несогласованное использование площадок для продвижения. В мессаджах не учитывается предыдущий опыт клиента, при этом такая стратегия нацелена на быстрые продажи. При омниканальности все каналы согласованы, и переход между ними бесшовный, есть персонализация. Но такой подход требует больше затрат и усилий.
Многоканальный маркетинг подходит для бизнесов с ограниченным бюджетом и на старте. Омниканальность выбирают клиентоориентированные компании, которые хотят повышать свой сервис и связать в единый профиль все каналы. При этом обе стратегии достаточно универсальные и работают на повышение показателей компании.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там вы найдёте актуальные новости в области digital-маркетинга, полезные статьи и интересные исследования. Будьте в теме вместе с нами :)