Бизнес не существует в вакууме. Компании изучают не только свой предыдущий опыт, но и результаты конкурентов и других организаций. Такой подход нужен для того, чтобы избежать чужих ошибок, использовать лучшие практики на рынке и уверенно расти.
Но важно сравнивать свой бизнес с компаниями, которые достигли успехов в своём деле. Поэтому ещё во второй половине XX века придумали бенчмаркинг конкурентов (benchmark — от английского «стандарт», «эталон»). Появились правила и понятные критерии, на которые ориентируются при анализе своей компании и конкурентов.
Бенчмаркинг — это анализ лучших бизнесов в аналогичной нише и других для применения успешных практик и исправления ошибок в работе своей компании. Изучается открытая информация о деятельности конкурентов: процессах, подходах, продукции, производстве и клиентах.
Цель бенчмаркинга — догнать и перегнать другие бренды в своей нише, сделать лучший продукт, сервис, а также вырасти в доходах. Когда компания проводит такой сравнительный анализ конкурентов, появляется видение, куда двигаться, какие слабые стороны есть в своих процессах, как их исправить и улучшить.
Например, ваш интернет-магазин доставляет товары в течение двух дней. И такая скорость кажется отличной, если оценивать только свои показатели. Но допустим, что конкуренты привозят такой же заказ в течение суток. Тогда результат уже не кажется хорошим, потому что для клиентов этот критерий может стать решающим в выборе площадки для покупки. В таком случае компании стоит изучить подходы и процессы конкурентов, чтобы сохранить или приумножить количество заказов.
Бенчмаркинг применяется для уже действующих компаний, которые хотят повысить конкурентоспособность. Также он полезен на старте создания бизнеса, когда вы только выходите на рынок. Ведь примеры тех, у кого уже получилось, подскажут, какие задать ориентиры, в каком направлении двигаться. Также оценка опыта других — это шанс избежать ошибок, которые уже сделал кто-то до вас.
Какие преимущества даёт проведение бенчмаркинга:
Недостатки бенчмаркинга:
Результаты бенчмаркинга иногда путают с ключевыми показателями эффективности. Хотя оба варианта — это ориентир, но есть различия. Бенчмаркинг даёт направление развития и становится только примером для дальнейших изменений. KPI оценивает эффективность в зависимости от уже поставленных целей. То есть это более конкретный показатель.
Хотите больше узнать про ключевые показатели эффективности? Читайте в статье «Ключевые показатели эффективности: что это и как их используют».
Практика бенчмаркинга затрагивает не только другие бизнесы, но и применяется в самой компании. Также анализирует и процессы, и продукт, который получается в итоге. Поэтому выделяют несколько видов бенчмаркинга.
Проведение бенчмаркинга — это отдельный вид анализа, который подчиняется определённым принципам:
Организация бенчмаркинга начинается с постановки целей. Ответьте на вопрос, какие направления конкурентов вы хотите изучить и что это вам принесёт. Возможные варианты: усовершенствование процессов, повышение эффективности, рост продаж и так далее. Причём выбрать можно не только масштабные цели, а проверить гипотезы в отдельных направлениях работы или особенностях продукта. Например, посмотреть на эффективность дизайна упаковки.
После выбора целей для бенчмаркинга нужно пройти несколько этапов:
А есть те, которые наоборот делают рассказ о своём бизнесе частью маркетинга и пишут о себе книги, как это произошло с агентством Setters. В мировой практике так поступили Netflix, которые поделились своими подходами и правилами создания своей бизнес-модели.
Бенчмаркинг — процесс сравнения эффективности процессов компании с конкурентами или бизнесами, которые стали лидерами рынка в своих направлениях. Также анализируются и сравниваются результаты внутри компании: отделов, подразделений и филиалов.
Проводится, чтобы выявить и перенести в свой бизнес лучшие практики, которые дали результат, исправить ошибки и скорректировать свою работу для улучшения сервиса, получения новых идей для развития, повышения дохода. При всей пользе бенчмаркинга не всегда возможно перенести чужой опыт на свои процессы, и не все компании готовы открыто делиться секретами ведения бизнеса.
Для проведения анализа нужно поставить цели, определить источники информации, разработать критерии оценки, а дальше сделать выводы и внедрить практики в работу. При этом возвращаться к их оценке и повторять бенчмаркинг, чтобы оставаться в тренде и расти.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там вы найдёте актуальные новости в области digital-маркетинга, полезные статьи и интересные исследования. Будьте в теме вместе с нами :)