«Шпионские штучки»: откуда журналисты получают информацию о компании или человеке

2023-05-29 10:36:31 Время чтения 6 мин 1310

При подготовке сюжета для телевидения или статьи для газеты и журнала журналисты используют по крайней мере 5 источников информации. Владельцы бизнеса иногда удивляются, откуда медиа получили ту или иную информацию, потому что они не говорили об этом в интервью или в письменном ответе. Итак, мы расскажем, откуда журналисты получают месседжи и как контролировать источники информации, чтобы не допустить распространения коммерческой тайны.

Иллюстрация: Peter Dazeley

Подготовка журналистского материала длится несколько дней. За это время журналист должен пообщаться с 3–4 источниками информации, найти документальное подтверждение информации и тому подобное. Но, если конкуренты планируют потопить бизнес и использовать все возможности черного пиара, то профессиональный журналист сможет обработать 20–30 источников информации и найти компромат на вас или ваш бизнес. Поэтому сегодня пресс-службы обязаны пристально следить за информаторами, а также регламентировать информационную политику для предприятия, которое будет контролировать утечку информации.

Давайте рассмотрим основные источники информации, которые используют журналисты во время подготовки журналистского материала.

Источник № 1. Официальное интервью, запрос

Первым источником информации для журналиста будет сам владелец бизнеса или руководитель. В первую очередь журналист будет пытаться получить официальный комментарий, который потом будет тщательно проверен, чтобы найти ошибки или откровенную ложь в речи спикера. Поэтому готовиться к интервью с журналистом нужно очень тщательно.

Что необходимо сделать:

  1. спросите у журналиста перечень вопросов, которые будут заданы, и помогите пиар-специалисту подготовить ответы;
  2. проверьте публикации, вышедшие за последние 5 лет, и прочитайте ответы, которые вы давали раньше (совпадают ли ответы на вопросы, которые вы давали ранее с теми, что вы готовитесь озвучить в ближайшее время);
  3. если вы оперируете числами и фактами, то предоставьте журналистам их доказательства (это могут быть выдержка из отчета, официальное письмо, либо прочая информация, не представляющих коммерческую тайну);
  4. предупредите своих заместителей о визите журналистов и подготовьте возможные уточнения, ведь журналист может задавать дополнительные вопросы во время разговора.

Пиар-менеджер должен присутствовать во время записи интервью, а также контролировать ход записи. Если вы не знаете ответов на определенный вопрос, то пиар-менеджер должен записать его и отправить ответ журналисту позже.Чего не нужно делать:

  1. Говорите именно то, что вы хотите сказать. Не надо углубляться в размышления. Ведь каждое слово, которое было сказано вами во время интервью, воспринимается как официальная позиция компании.
  2. Не надо плохо говорить о конкурентах, даже если камеры выключены. Помните, что журналисты могут использовать скрытые инструменты записи информации.
  3. Не убегайте от вопросов и не говорите грубости журналистам, даже если они пытаются провоцировать вас.

Источник № 2. Ваши работники

Журналисты в 90% случаев захотят поговорить с работниками, чтобы понять, как работает компания и довольны ли работники условиями труда. Препятствовать коммуникации не стоит, а вот подготовиться нужно.Что необходимо сделать:

  1. Вашем пиар-менеджеру следует ознакомить каждого сотрудника с инструкциями и положениями информационной политики вообще. Такой документ отвечает на вопрос, кто может давать информацию, кто имеет право давать комментарии журналистам, о чем можно говорить, а какие темы являются коммерческой тайной.
  2. Предупредите заранее работников, что журналисты могут принимать у них комментарии (люди должны быть готовы к разговору и не убегать от камер).

Чего не нужно делать:

  1. Не пугайте работников и не пытайтесь скрыть их от журналистов. Будьте уверены, что если сотрудники захотят «слить» информацию, они сделают это за пределами компании.
  2. Не контролирует каждое слово работника.

Просто доверьте эту работу профессиональному пиар-менеджеру.

Источник № 3. Местная власть

Органы местной власти знают все и обо всех. Поэтому журналисты обязательно посетят городских «шишек» и возьмут у них комментарий. Если ваш пиар-специалист построил хорошие отношения с городскими властями, то вам нечего волноваться.

Что необходимо сделать:

  1. Проинформируйте городские власти о возможном визите журналистов и отправьте вопросы, о которых вы будете говорить с журналистами.

Чего не нужно делать:

  1. Точно не следует угрожать представителям городской власти, умолять не давать комментарий, или пытаться исчезнуть в этот день из города.

Другие источники информации

К ним обычно относятся:

  1. контролирующие органы;
  2. конкуренты;
  3. клиенты;
  4. инвесторы, банковские учреждения;
  5. постоянные покупатели;
  6. открытые источники информации (форумы, отзывы и так далее);
  7. социальные сети (аккаунт компании, аккаунты владельцев, работников, руководства);
  8. публикации в других СМИ (в том числе и архивные);
  9. комментарии лидеров мнений в вашей отрасли;
  10. любые архивные административные материалы (судебные, административные и уголовные нарушения).

Когда компания работает над созданием имиджа, нужно обращаться к профессионалам, которые смогут строить отношения не только с медиа, но и с другими контрагентами, которые так или иначе влияют на имидж бизнеса.

Автор: директор первого в России онлайн PR-агентства PRonline - Дмитрий Трепольский