Как правильно выбрать классы товаров и услуг для регистрации торговой марки

2024-12-04 17:47:35 Время чтения 12 мин 307

Автор  Оксана Штерц

Когда вы подаете заявку на регистрацию товарного знака, вам необходимо указать товары и услуги, для которых вы будете его использовать. Важно сделать это правильно, потому что именно в отношении заявленного переченя будет предоставлена защита вашему знаку.

Если вы забудете включить в перечень какие-либо товары или услуги, подкорректировать и добавить в него новые рубрики впоследствии будет уже невозможно и придется подавать новую заявку.

Что такое классы МКТУ?

МКТУ — это сокращенное название Международной классификации товаров и услуг, учрежденной Ниццким соглашением для регистрации товарных знаков.

Классы МКТУ - представляют собой совокупность товаров и услуг, разделенных по группам. Разделение это осуществляется по принципу однотипности, родственности. В настоящее время МКТУ содержит 45 классов, из которых с 1 по 34 составляют товары, а с 35 по 45 услуги.

Выбирайте классы, относящиеся к вашему бизнесу

Определите круг товаров и услуг, в отношентии которых собираетесь регистрировать обозначение. Если в планах расширение сфер производства и обслуживания, учитывайте также товары и услуги, которые планируете производить и оказывать в будущем. Например, если сегодня ваша компания занимается производством одежды для женщин, но в планах также выпуск дамских сумок и клатчей это следует учесть при подготовке заявки на товарный знак и включить в нее все интересующие товары. Потом этого сделать уже будет нельзя и придется подавать новую заявку и заново проходить процедуру регистрации.

С этой целью может быть полезно рассмотреть:

  1. текущее направление вашего бизнеса (то есть товары / услуги, которые вы производите / предоставляете);
  2. потенциал расширения направлений деятельности в течение ближайших трех лет.

Почему именно три года?

Согласно Статьи 1486 Кодекса, если знак не используется в отношении каких-либо товаров и услуг на протяжении трех лет с даты регистрации, это может сделать его уязвимым для судебных разбирательств, поскольку правовая охрана товарного знака может быть досрочно прекращена в связи с его неиспользованием по заявлению любого заинтересованного лица.

Выберите только те товары и/или услуги, в отношении которых вы фактически используете или намереваетесь использовать ваш товарный знак.

Пример
Предположим, что вы парикмахер. Очевидно, что вы хотите охватить свой салон и предоставляемые вами услуги своей торговой маркой, поэтому вы выбираете соответствующие парикмахерские услуги в классе 44.
Но как насчет продуктов для ухода за волосами такими как краски и лосьоны для волос, которые вы продаете в своем салоне? Вы также получаете доход от их продажи, поэтому следует ли вам также выбрать продукты для волос в разделе «Товары»?
Ответ зависит от того, производите ли вы продукты для волос сами или продаете чужие продукты. Если вы предоставляете парикмахерские услуги и производите собственный ассортимент продуктов для волос, то выбирайте оба варианта: парикмахерские услуги в классе 44 и соответствующие продукты для волос
в классе 3. Вам нужно, чтобы эти товары тоже были защищены торговой маркой, как и ваши услуги.
Но если, как и многие парикмахеры, вы продаете только продукцию, произведенную другими компаниями, вам не нужно защищать ее своей торговой маркой, поскольку эта продукция не является частью вашего бренда. Компания-производитель продукции для волос, сама будет защищать свой бренд. Однако, если продажа средств для ухода за волосами является частью вашего бизнеса, вы также можете добавить "услуги розничной торговли" находящиеся в 35 классе в дополнение к защите ваших основных парикмахерских услуг в классе 44.

Какие риски несет в себе выбор слишком большого количества классов при регистрации товарного знака?

Нередко заявители ошибочно стараются охватить заявкой как можно больше классов, думая что их включение сможет усилить защиту бренда. Почему же добавление "ненужных" классов является нежелательным с точки зрения усилений позиций товарного знака.

Во-первых, выбор слишком большого количества классов товаров и услуг может увеличить вероятность конфликтов с существующими товарными знаками и может привести к отклонению вашей заявки.

Во-вторых, чрезмерное количество классов приведет к увеличению регистрационных сборов на 3000 руб. за каждый дополнительный класс товаров, если их меньше 5-ти, и на 5000 руб. если их больше.

В-третьих, в ситуации когда владелец зарегистрировал знак, но при этом не производил под ним никаких товаров в течении 3-ех лет, любое заинтересованное лицо сможет подать в Суд по интеллектуальным правам заявление о досрочном прекращении регистрации товарного знака и прекратить его действие в отношении интересующих его товаров в связи с его неиспользованием. При этом правообладатель не только утратит сам товарный знак и деньги потраченные на регистрацию этого знака, но и будет обязан возместить судебные издержки.

Стоит ли включать в заявку все рубрики класса МКТУ?

Количество выбранных товаров или услуг в пределах одного класса не ограничено (т. к. размер сбора зависит от количества классов, а не от количества товаров и услуг). Нередко компании часто поддаются соблазну выбрать максимально широкий диапазон. Вместе с тем, включение лишних рубрик крайне нежелательньно, так как это значительно увеличивает вероятность того, что против товарного знака будет подано возражение или что он будет отозван из-за сходства с уже существующим товарным знаком или из-за неиспользования.

Например, в 9 -ом классе МКТУ собраны разные группы товаров не являющиеся однородными между собой (Наряду с компьютерными программами, он включает в себя, очки, а также для чехлы и аккумуляторы для смартфонов). Соответственно, если при подаче заявки указывать весь класс целиком, содержащий неоднородные между собой товары, существует риск получить отказ со ссылкой на более ранний тождественный или сходный до степени смешения знак, зарегистрированный в отношении части товаров.

Принцип разумной достаточности при выборе классов МКТУ

При составлении перечня услуг стоит обратить внимание на то, что товарный знак предназначен для индивидуализации производимых товаров и услуг, оказываемых возмездно другим лицам. Поэтому в перечень товаров не следует добавлять рубрики, которые направлены на удовлетворение потребностей самого заявителя (такие как, реклама собственных товаров, их перевозка, упаковка, хранение и т.п.).

Например, ваша компания производит мясные продукты. Очевидно, вы хотите, чтобы ваша продукция была представлены под вашей торговой маркой, поэтому вам потребуется выбрать товары 29 класса, такие как "изделия колбасные; мясо" но при этом, вам не нужно указывать в заявке виды деятельности, которыми вы занимаетесь в ходе ведения вашего бизнеса, такие как продвижение продаж для третьих лиц, обслуживание веб-сайта и набор персонала. Вам также не обязательно регистрировать товарный знак в классе 16 "брошюры; буклеты" и "материалы упаковочные из бумаги или картона" только потому, что ваше имя и логотип есть на коробках с продуктами и в рекламных буклетах.

Также следует учесть, что добавление каждого нового класса приведет к увеличению суммы пошлин за экспертизу заявки и соответственно увеличит итоговую стоимость регистрации.

Какие классы выбрать для услуг торговли

В том случае если ваш бизнес связан с производством продукции, как производитель вы имеете законное право размещать принадлежащий вам товарный знак на товарах, этикетках, и упаковках, которые производятся, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот. Для законного размещения вашего товарного знака на вывесках магазинов, через которые вы реализуете свою продукцию, вам не нужно включать в заявку рубрики 35 класса, относящиеся к услугам торговли.

Напротив, если вы намерены открыть магазин и продавать разнообразные товары различных производителей, заявку на товарный знак следует подать для категорий услуг по розничной и оптовой продаже товаров, относящихся к 35 классу МКТУ.

Пример
Если товарный знак будет планируется использоваться для обозначения интернет-магазина, продающего одежду различных брендов, следует вырбать термины: "презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи" и "продвижение продаж для третьих лиц", "услуги розничной продажи товаров с использованием телемагазинов или интернет-сайтов", находящиеся 35 классе МКТУ.

Как поступить если в МКТУ нет нужных мне товаров?

Если вашего товара или услуги нет в перечне МКТУ, это не означает, что вы не можете зарегистрировать товарный знак. МКТУ охватывает широкий спектр товаров и услуг, но допускает гибкость в формулировке. Если точной формулировки нет в классификации, используйте общий термин, который описывает вашу продукцию или услугу в широком смысле.
Например, если вы производите "сумки для ношения домашних питомцев", их можно отнести к классу 18, включающему более общую категорию "сумки" и описать товар следующим уточняющим термином: "сумки [в том числе, сумки для переноски животных]".

В заключение

Выбор соответствующих классов товаров и/или услуг при подаче заявки на регистрацию товарного знака является важным, но часто достаточно сложным и шагом. Ошибки в составлении классификации могут иметь серьезные последствия при защите вашего бренда. Если вам нужна помощь в выборе классов для регистрации товарного знака или в подаче заявки, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам.