В материале обзор на последние тренды, новые разработки, актуальные инструменты в маркетинге на стыке технологий.
На ранних этапах маркетинговые технологии ограничивались базовыми инструментам, которые помогали маркетологам отслеживать трафик веб-сайта, оптимизировать его содержимое или управлять базами данных пользователей. По мере того, как развивались технологии и росла популярность цифрового маркетинга, рынок martech расширялся, и для удовлетворения потребностей маркетологов и клиентов появлялись новые инструменты и платформы.
Сегодня martech — это широкий спектр технологий, включая инструменты управления социальными сетями, платформы контент-маркетинга, CRM, ПО для автоматизации, инструменты аналитики данных и прогнозирования спроса и многое другое. В современные инструменты Martech интегрирован искусственный интеллект, машинное обучение, Big data, что выводит рынок на совершенно новый уровень.
Количество специалистов по маркетингу, использующих искусственный интеллект, выросло на 186% с 2018 по 2021 год. А в 2023 году, по данным исследования, больше 68% директоров используют martech-инструменты в основе своих стратегий.
Свежие тренды, которые прижились
- Развитие инструментов и приложений на базе ИИ. Например, чат-боты на базе ИИ могут помочь компаниям обеспечить мгновенное обслуживание клиентов. Чат-боты также могут способствовать перекрестным и дополнительным продажам, что приводит к удержанию клиентов. По данным Juniper Research, розничные продажи в результате использования чат-ботов должны достигнуть $112 млрд в 2023 году с годовым темпом роста 98%.
- Возможности персонализации и переосмысление таргетинга. Это то, что мы делаем в First Data — анализируем историю покупок клиентов и с помощью ИИ выявляем тренды будущих покупок и делаем персонализированные рекламные кампании с высокими конверсионными показателями, повышая продажи.
- Интеграция расширенной аналитики и больших данных. Используя большие данные и расширенную аналитику, маркетинговые команды могут принимать более обоснованные решения и оптимизировать свои кампании для достижения лучших результатов. Например, пользователи часто сталкиваются с тем, что им приходит тонна ненужной рекламы. Вы подписались на паблик с животными, чтобы смотреть милые видео, а вам приходит реклама собачьего корма, хотя у вас может вообще не быть домашних питомцев. Почему это происходит? Дело в том, что когда компании используют ограниченные данные, не анализируя реальные покупки потребителей, сообщения могут не доходить до нужной аудитории. Совсем другое дело, если, например, компания знает, что бы стали покупать строительные материалы для ремонта, вам актуально предложить рекламу перевозки грузов или предметов мебели, поскольку часто во время ремонта меняется и обустройство квартиры.
- Достижения в маркетинге мобильных и социальных сетей. Все чаще можно услышать мнение о том, что социальные сети знают о нас буквально все и прослушивают разговоры. Соцсети хранят список интересов пользователя внутри мобильного приложения. Они собирают огромные массивы данных и передают их рекламодателям в обезличенном виде для настройки таргетинга. Однако на самом деле рекламодатели вас не прослушивают и писем не читает, они лишь индексируют тексты — выделяют слова и словосочетания, чтобы определить интересы пользователя. Также некоторые сервисы могут передавать данные третьим лицам, но также в захешированном виде.
Таким образом анализ данных из соцсетей отчасти помогают сформировать портрет пользователя. Также отслеживать упоминания брендов и взаимодействовать с клиентами в режиме реального времени. В свою очередь платформы, такие как Яндекс, MyTarget, предоставляют возможность размещать рекламу на выбранную аудиторию.
- Фокус на улучшение CRM. Мы это наблюдаем это уже сейчас. Компании столкнулись с тем, что данных CRM недостаточно и необходимо использовать расширенную информацию о клиентах, использовать сторонние данные и информацию о покупках от других компаний.
- Индивидуальный контент, актуальный в реальном времени. Для рекламы важна скорость. Как только, например, человек купил билет в Карелию, нужно успеть предложить ему средство от комаров.
- Персонализированные пуш-уведомления. Например, используя данные о покупках и времени, когда покупатель пришел, например, забрать товар самовывозом, можно отправлять ему пуш-уведомления с информацией о скидках на его любимые товары прямо, когда он находится в магазине. Это практикуется и сейчас, и по результатам наших клиентов мы видим, что вовремя доставленное рекламное сообщение может увеличивать ROI кампании на 158%. В будущем можно ожидать, что такими пуш-уведомлениями с мгновенной рекламой будут пользоваться все больше компаний.
- Персонализированный видеоконтент. Используя расширенный портрет пользователя, компании станут еще больше понимать, что хотят видеть их клиенты. Для B2B, например, становятся актуальными видео-кейсы, демонстрационные видеоролики.
- Онлайн общение. Как я уже отметил ранее, чат боты и ИИ помогают отвечать на обращения клиентов 24/7. Такая практика скорее всего будет распространяться, так как покупателям важно получать от бренда оперативную обратную связь, чтобы быстрее получать ответы на вопросы и чувствовать заинтересованность компании и ее внимание к каждому пользователю.
First Data — martech-компания, которая помогает брендам находить их целевую аудиторию при помощи анализа данных о совершенных покупках.