Гайдбук. О порядках, правилах и стандартах
Нам часто задают вопрос: «нужен ли компании гайдбук?». Модное слово или реально нужная вещь? Давайте разбираться.
Если говорить сухо, то это электронная книжка, в которой прописываются правила построения логотипа и правила использования элементов фирменного стиля. Мы эту книжку красиво оформляем и придаем ей статус официального документа компании.
Гайдбук служит руководством по использованию и применению фирменного стиля компании. Т.е. как можно и как нельзя использовать логотип, цвета, шрифт, фирменные элементы. Вы высылаете его во всех случаях, когда вашей компании требуется сделать очередной рекламный или имиджевый продукт, или же что-то обновить, или дополнить в корпоративном стиле.
Чем толще гайдбук, тем он дороже и ценнее для заказчика, и тем проще с ним работать. Хотим заказать, к примеру, фирменные ручки – открываем «рекомендации», находим нужный раздел, выбираем нужный макет, отправляем в типографию.
После того, как у вашей компании или бренда сформировалась система стиля, в которую входит: логотип, специальная графика, фирменный шрифт, паттерны, иконки и прочие «красивости» – у вас назревает необходимость все это систематизировать и поместить в один документ. Правила составления гайдбука в целом просты и содержат три основные константы:
В интернете вы найдете множество примеров содержания такой книжки, но здесь я приведу своё видение и понимание необходимых разделов гайдбука. Это видение выверено годами применения и подкреплено отзывами наших клиентов.
Разделы гайдбука:
Через слэш я пометил, как эти разделы можно называть по-другому, исходя из конкретной ситуации, продукта и клиента. Заметьте, стратегическая часть бренда, например позиционирование, в состав такой книжки не входит, так как этот раздел больше вяжется с брендбуком, большой книгой бренда.
В нашей стране любые рекомендации по использованию фирменного стиля уже могут называться брендбуком, в Европе это будет скорее гайдлайн (Guideline). Гайдлайн и гайдбук — одно и то же.
Брендбук — это книга, содержащая в себе не только более полное и расширенное описание фирменного стиля и его элементов, но и целый ряд других полезных разделов. Может включать в себя: «миссию», «стратегию», «позиционирование» компании. Короче говоря, всё, что может быть связано с корпоративными стандартами компании или бренда, вплоть до подробного описания того, во что должны быть одеты сотрудники компании.
Часто к созданию брендбука подключаются маркетологи, социологи, психологи и прочие специалисты-имиджмейкеры. Мы же рекомендуем сделать для начала хотя бы гайдбук, чтобы ваши покупатели на официальных документах и/или в рекламе наблюдали постоянство в выборе оттенков логотипа, а не все возможные вариации непоследовательных интерпретаций, начиная от красного и заканчивая бордовым. Ведь самая частая проблема, если у вас нет «правил», — это выдача разного цвета лого при печати из-за отсутствия описания (кода) фирменных цветов. А такие нюансы влияют на восприятие целостности и зрелости бренда.
Работу по созданию guide book и разработке фирменного стиля мы в обязательном порядке начинаем с заполнения брифа и интервьюирования. Через эти действия мы больше узнаем о вас и вашем бизнесе, его истории, позиционировании на рынке, выпускаемых вами товарах и предлагаемых услугах, а значит точнее будет найден образ для реализации фирменного стиля.
Итак, задачей такой книжки является создание и закрепление свода правил, которые в дальнейшем упрощают жизнь руководителя компании или маркетолога, формируют единый и узнаваемый образ компании или бренда во внешней среде. А среда, как вы сами можете заметить, с каждым днем становится все более конкурентной. Давайте срочно выделяться))
Автор: Евгений Алтапов
Студия Cult
https://www.cultbrand.ru/