В начале марта торговая сеть IKEA сообщила о приостановке продажи товаров на территории России и Белоруссии, а 15 июня заявила о скором закрытии магазинов и продаже заводов. В середине августа шведский мебельный гигант завершил онлайн-распродажу складских остатков для всех категорий покупателей и теперь работает только на выдачу и доставку оформленных до этой даты заказов. Покупка FÖRDUBBLA или чего-то другого через сайт была целым приключениемJ
В начале 2022 года трафик на официальный сайт у IKEA был в два раза больше, чем у одного из ближайших конкурентов в России – гипермаркета Hoff. Трафик у других продавцов мебели и товаров для ремонта был еще скромнее. Однако, с марта Hoff практически сравнялся, а с апреля по июнь значительно превосходил IKEA по этому показателю. На пике финальной распродажи в июле шведы оторвались от всех конкурентов и поставили рекорд месячной посещаемости своего сайта.
Согласно недавнему исследованию Webbankir, более 27% респондентов заявили, что сожалеют об уходе IKEA с рынка. Это наибольший показатель среди всех иностранных брендов, объявивших об остановке своей деятельности в России. Для сравнения «скучать» по H&M будут 14,9% участников опроса. В немалой степени это объясняется тем, что многие иностранные марки так или иначе будут поставляться по схеме параллельного импорта или в «серую» и останутся доступными для потребителя, хотя и по более высокой цене.
Пока не заметно, чтобы поисковый интерес россиян после окончательного закрытия IKEA перераспределился на другие гипермаркеты мебели и товаров для обустройства дома. Отметим, что на некоторых маркетплэйсах начали появляться целые выделенные разделы с товарами шведского производителя, многие их которых производились в России. Правда, цены подросли в полтора и более раза.
До марта 2022 IKEA была одним из крупнейших рекламодателей в своей категории с бюджетом порядка 200 млн. руб. с НДС ежемесячно. Большая часть инвестиций компаний была сосредоточена в региональном ТВ, наружке и онлайн-видео. На ТВ бренд размещался только в Москве и Санкт-Петербурге. География кампаний в наружной рекламе была шире – 10 городов с бюджетом от 10 млн. руб. с НДС. Похожей стратегии следует Hoff, который в 2022 увеличивает бюджет на фоне ухода конкурента с рынка.
Как бы не развивалась сейчас ситуация, Минпромторг РФ сохраняет надежду, что IKEA не покинет Россию окончательно, о чем на Восточном экономическом форуме заявил замглавы министерства Виктор Евтухов. Чиновники продолжат вести переговоры с компанией.
Источники: Яндекс.Wordstat, эстимация агентства