Как оценить качество трафика на сайте
В веб-аналитике существуют, уже ставшие классическими, подходы к оценке качества трафика. Это прежде всего анализ вовлеченности пользователей (глубина просмотра, длительность сессии и пр.) и конверсионности трафика (количество достигнутых целей, коэффициент конверсии и т.п.). Совокупно это довольно большой объем метрик и бывает затруднительно анализировать их все сразу для получения исчерпывающего представления о том, какие из кампаний или источников трафика являются наиболее качественными
В том числе и по этой причине, постоянно появляются новые способы упростить такую оценку.
Насколько умны ваши цели
В конце 2015 года разработчики добавили в Google Analytics возможность создания «умных целей». Из описания следует, что «используя машинное обучение, они обрабатывают десятки сигналов, связанных с сеансами на сайте, чтобы определить, какие из них вероятнее всего приведут к конверсиям». Среди сигналов заявлены длительность сеанса, число страниц за сеанс и прочие метрики, о которых мы говорили ранее. Т.е. «умные цели» это как раз и есть возможно первая масштабная попытка упростить оценку качества трафика.
Проблема с умными целями в том, что для их подключения необходима связка с активным аккаунтом Google Ads, что в текущих реалиях довольно затруднительно.
Разрешите ваш сеанс
Уже в 2017 году те же разработчики добавили в GA отчет по качеству сеансов, который в русской локализации получил странное название «Разрешение сеанса». Алгоритм для расчета качества сеанса используется тот же, что и для «умных целей», а вот представление данных довольно сильно отличается.
В отчете присутствуют параметр «Разрешение сеанса» и показатель «Среднее разрешение сеанса», которые позволяют оценить вовлеченность пользователя по шкале от 1 до 100, где 1 означает, что пользователь максимально далек от конверсии, а 100 – что он максимально близок к ней.
Казалось бы, это то, что нужно! Но и тут не обошлось без ложки дегтя – отчет доступен только для счетчиков с включенным отслеживанием электронной торговли (1000+ транзакций в месяц). Если у вас не e-com проект, это решение не для вас.
Скоринг своими руками
Пока инфраструктурные игроки не спешат предлагать универсальные массовые решения, в игру вступает комьюнити веб-аналитиков.
Например, гуру Simo Ahava предложил свое видение эффективного отслеживанию вовлеченности пользователей, которое в большой степени подойдет тем, кто продвигает блог или информационный сайт.
Похожим решение также делились коллеги из IT-Agency.
А инженер Dumky de Wilde опубликовал на Github шаблон тега для GTM, который позволяет назначать каждому действию пользователя на сайте (посещение конкретной страницы, длительность сессии, специфическое событие и т.п) определенное количество баллов. Дальше сумму этих баллов можно отправить в Google Analytics или Метрику в качестве события или параметра и использовать для дальнейшей оценки качества уже там.
Ну и конечно же никто не мешает написать собственный скрипт, который будет оценивать поведение пользователей в соответствии с бизнес-логикой вашего проекта.