Аудитория российских СМИ с начала спецоперации упала на 40%.

2022-07-12 14:41:41 Время чтения 7 мин 742

Интернет-трафик самого крупного российского СМИ в интернете - РИА Новости упал с 262 млн посещений в марте до 166 млн в июне. Его ближайший конкурент - Лента ру с 259 млн опустилось до 162 млн посещений. Тройку лидеров замыкает РБК, который потерял более 80 млн и теперь его трафик составляет около 115 млн посещений в месяц.Потери трафика Комсомольской правды, МК, АИФ и Взгляда составили порядка 25-30%.

Куда ушел трафик?

Практически все крупнейшие отечественные медиа вне зависимости от позиции по вопросу Украины потеряли свою аудиторию с начала ведения спецоперации. При этом, важно отметить, что крупнейшие порталы, такие как гугл, youtube и яндекс, - трафик практически не потеряли, а у ВКонтакте он даже немного вырос и составил более 1.5 млрд посещений.

Если посмотреть на количество подписчиков в телеграмм-каналах тех же СМИ, то ситуация более оптимистичная. Ряд каналов нарастили свою аудиторию. Например, телеграмм канал Коммерсанта за месяц вырос со 140 до 165 тысяч подписчиков. РИА Новости выросли не так значительно, но все же не потеряли подписчиков и сейчас их аудитория составляет более 2 млн подписчиков. У Ленты ру ситуация за месяц не изменилась и цифры крутятся вокруг 160 тысяч.

При этом с февраля 2022 года резко выросла аудитория телеграмм и количество телеграмм-каналов, что составляет серьезную конкуренцию традиционным медиа. Аудитория телеграмм выросла только за март на 16-17 млн человек. В этот же месяц зарегистрировано около 4 тыс. новых каналов.  Сегодня аудитория «телеги» в России более 60 млн пользователей.

Почему интерес к СМИ сильно упал?

Почему поисковики и социальные сети, в отличие от отечественных медиа, остались на своих позициях. С чем же связана такая просадка трафика в СМИ?Изменились ли привычки медиапотребления или же речь о действиях крупнейшего поставщика трафика – Google и отечественного госрегулятора?

До начала спецоперации одним из основных поставщиков интернет-трафика был Google. Значительная часть аудитории отечественных медиа попадала на сайты изданий из агрегаторов и поисковиков, а не по прямым запросам. Получаемый охват успешно монетизировался и продавался рекламодателям.

Сокращение трафика произошло из-за совокупности факторов. Не только Google решил сократить трафик, но и борьба Роскомнадзора с так называемыми фейками возымела побочные эффекты. Государство приняло решение бороться с Гуглом, который на их взгляд, содействовал распространению фейков. В результате этой борьбы трафик упал у всех медиа вне зависимости – были там фейки или нет.

Сокращение трафика обнажило недостаточной собственной аудитории?

За годы развития онлайн-сми не удалось сформировать аудиторию, которая бы заходила на сайт напрямую и полностью его финансово обеспечивала. Так же не удалось найти модель, которая обеспечивала бы достаточный трафик из социальных сетей и телеграмм-каналов. Стоимость производства и дистрибуции оригинального контента для соц сетей достаточно велика и не окупается за счет средств рекламодателей. Контент, который создается для сайтов изданий не подходит для трансляции в соц сетях и требует адаптации.

Раньше издания выходили на самоокупаемость за счет комплекса решений – продажи сторонних сервисов (как Интерфакс, продающий СПАРК), трафика агрегаторов, поисковиков, которые давали красивые цифры для рекламодателей, дотаций государства (РИА Новости), то сейчас – лишившись охвата на 20-40% поставлены на грань выживания. Готовы ли будут рекламодатели платить за сниженные показатели в прежних объемах или медиарынок ждет череда новых закрытий по экономическим причинам?

Однако, не все так пессимистично. Рынок постепенно начинает восстанавливаться и, судя по последним тенденциям начинается восходящий тренд. Трафик возвращается. Вопрос только в том, достигнет ли он прежних объемов и за какой срок?

Будущее медиа.

Не буду давать каких-либо прогнозов, но можно порассуждать о некоторых, на мой взгляд очевидных выводах.Борьба за трафик будет только нарастать и в этой борьбе ключевую роль будет играть государство. Любимчики, около 10 изданий, будут получать сливки и хорошие цифры по охвату. Остальные с существенным отставанием будут предоставлены сами себе.Для выживания медиа придется развивать и продавать новые сервисы – аналитику данных, организацию мероприятий (конференций, премий) и прочие доп услуги.

В конце приведу несколько цифр по интернет трафику за март-июнь 2022 года. Данные получены благодаря сервису Similarweb:

КП.ру с 83 до 58 млн посетителей в месяц

МК с 95 до 64 млн посетителей в месяц

Взгляд с 76 до 52 млн млн посетителей в месяц

Russia Today c 88 до 46 млн посетителей в месяц

Газета ру 81 до 51 млн посетителей в месяц

КоммерсантЪ с 54 до 29 млн посетителей в месяц

Известия 47 – 28 млн посетителей в месяц

РГ 35-26 млн посетителей в месяц

АИФ ру 27 – 21 млн посетителей в месяц

Yandex 4,144 мрд до 3.960 и динамика восходящая

Google 90,75 мрд до 89,04 млрд

VK 1,498 до 1,508 млрд

Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремисткой и запрещенной в России) c 20.44 до 19.73 млрд

Наиболее популярные порталы у российской аудитории: яндекс, ютьюб, гугл, вк, mail ru, ok, avito.