Логотип — важная составляющая визуала компании. Он не только отражает ценности и философию бренда, но и является основой брендинга. Разобраться в процессе создания логотипа нам помогла Полина Зубаревич, ведущий дизайнер Serenity.
— Какие этапы включает в себя разработка логотипа?
— Всё начинается с брифинга клиента. Мы отправляем ему подготовленную бриф-анкету, а после заполнения выходим на созвон и обсуждаем дополнительные детали. Дальше я делаю анализ логотипов ниши. Смотрю прямых и непрямых конкурентов, делаю выводы — какие шрифты используются, какой регистр букв, какой тип логотипа встречается чаще, какие цвета преобладают. Всё это помогает понять, что нужно сделать, чтобы логотип клиента выделялся.
Потом я прорабатываю идеи — делаю наброски карандашом на бумаге и переношу наиболее удачные в вектор. Далее предлагаю несколько вариантов на выбор клиенту, после чего вношу правки и утверждаю итоговый вариант.
— Как ты работаешь с клиентом, чтобы понять его ожидания?
— Опять же, провожу брифинг. Мне нужно понимать, какие логотипы ему нравятся, какие точно не нравятся. Спрашиваю, какие элементы можно или нельзя использовать в логотипе, и в целом, узнаю любые пожелания относительно логотипа. Сюда же входят и вопросы о самой компании, о настроении бренда, о портрете целевого потребителя и о типе коммуникации с брендом. И не менее важна техническая информация о том, где и как будет использоваться логотип.
— Как целевая аудитория влияет на будущий логотип? Почему важно ее учитывать?
— Первый зрительный контакт очень важен, а логотип является частью внешнего вида бренда. Если целевая аудитория — дети, вряд ли их заинтересует чёрно-белый строгий логотип. И наоборот — если целевой аудиторией являются представители добывающей промышленности, их не заинтересует бренд с мультяшным львёнком на логотипе.
— Какие приемы ты используешь при разработке?
— Существуют разные приёмы, но я чаще всего использую два: ассоциации и «изюминка». Я люблю думать о том, что может ассоциироваться с брендом или нишей бренда, а затем стараюсь объединить две-три ассоциации в одну, создав интересную намекающую форму или знак. «Изюминку» я чаще использую для шрифтовых логотипов, где добавляется какая-то небольшая деталь, привлекающая внимание.
— А что насчет инструментов?
— Если говорить о совсем полном наборе, то: бумага, карандаш, лайнер, Adobe Illustrator, Clip Studio Paint, Figma.
— Перейдем к визуальной составляющей: как выбирается цветовая гамма и шрифт?
— Цветовая гамма нередко определяется на этапе анализа конкурентов, поскольку все логотипы я распределяю по цветовому кругу и сразу вижу, какой оттенок встречается наиболее редко. Но это не панацея и не всегда нужно делать логотип, выделяющийся абсолютно во всём. В первую очередь важно соответствовать настроению самого бренда. С шрифтом схема такая же. Если это «Знак+Шрифт», то я чуть больше полагаюсь на своё чутье и сочетание шрифта со знаком. Например, знак может иметь скруглённые углы или элементы, которые можно было бы вписать в шрифтовую надпись рядом со знаком.
— Учитываешь ли ты последние тренды в дизайне логотипов?
— Я не делаю это специально. Я как дизайнер должна постоянно пополнять свой багаж насмотренности, и идея сама по себе может выйти «трендовой», потому что последние несколько месяцев я насмотрелась на тот или иной приём. Однако я всё равно придерживаюсь того, что логотип должен в первую очередь работать на бренд, а не на меняющиеся тренды.
— И напоследок, как ты понимаешь, что логотип выполняет свою цель?
— Можно опросить знакомых или фокус-группу и узнать, что они видят в знаке, какое у бренда направление и что они ощущают, глядя на него. Тебе как автору может казаться, что он легко считывается, а люди видят в нём совершенно другое. Если большинство людей видят совершенно не те идеи, которые ты заложил в логотип — возможно, стоит проработать другой вариант.
Автор: Мария Горшкова