Креативные индустрии в настоящее время являются одной из наиболее перспективных, инновационных отраслей экономики.
Современный дизайн используется отдельными компаниями, городами и странами в качестве стратегии по конкурентной борьбе за рынки, инновации и лидерство на международной арене.
По оценкам исследовательской и консалтинговой компании Forrester размер мировой индустрии дизайна составляет 162 миллиарда долларов (март 2021 года).
Главный тренд индустрии последних 10-15 лет заключается в нарастающей роли дизайна на всех уровнях и бизнес-процессах: в работе предпринимателей и корпораций, органов государственного управления, общественных организаций.
Присутствие дизайна в деятельности компаний в том или ином виде повышает ценность продуктов и увеличивает прибыль.
Инвестиции в дизайн приносят и компаниям, и государству значительный доход.
Так, в 2016 году экономика дизайна произвела в Великобритании 85,2 млрд фунтов стерлингов валовой добавленной стоимости (ВДС). Это эквивалентно 7 % ВДС Великобритании и эквивалентно размеру секторов строительства, транспорта.
По расчётам агентства InnovateUK (2015):
Каждый фунт, инвестированный в дизайн, может приносить компании 20 фунтов дохода
Доклад The Value of Design FactWnder британского Совета по дизайну содержит следующие заключения:
В Германии креативные индустрии создают 9 % валовой добавленной стоимости.
Экономическая целесообразность вложения в дизайн подтверждается и экспертами McKinsey, которые отслеживали дизайн-практики 300 публичных компаний за пятилетний период (с 2013 по 2018 годы) в разных странах и отраслях.
Компании, использующие преимущества дизайна, получают на 32 % больше доходов и на 56 % больше дивидендов для акционеров
Это означает, что дизайн можно рассматривать не только как визуальную эстетику, но и как стратегический ресурс роста бизнеса.
По мнению экспертов, креативные индустрии составляют значимую долю ВВП России, доходящую до 8,5 % ВВП в 2024 году и 10% ВВП в 2035.
По словам Валентина Смолякова, первого вице-президента АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России), на основе сравнительного анализа вклада рекламы в экономику, можно говорить о том, что каждый рубль, вложенный в рекламу, генерирует от 8 до 16 рублей в экономике России (в США — 16 долларов, в ЕС — 8 евро).
Каждый рубль, вложенный в рекламу, генерирует от 8 до 16 рублей в экономике России
В РФ в креативных индустриях работает около 748 000 организаций, вовлечены почти 5 млн человек, или 6,8 % всех занятых в стране.
В 2019 г., несмотря на замедление роста экономики с 2,8 до 2 %, креативные индустрии продолжали развиваться опережающими темпами и занятость в них продолжала расти.
АКИ выделила 6 дизайн-центров мира:
Союзом дизайнеров России разработана сегментация рынка дизайна, выделяющая восемь крупных сегментов:
Коммуникационный дизайн — область дизайна, основная задача которой — передача контента любого характера с помощью визуальных графических средств.
Коммуникационный дизайн, в свою очередь, составляют следующие направления:
Хороший коммуникационный дизайн позволяет ориентироваться в Интернете, на улицах, в помещениях и бумажных СМИ (газеты, журналы).
Хороший коммуникационный дизайн — это то, что человек воспринимает на интуитивном уровне и моментально распознает
Совокупный объем выручки компаний России, ведущих деятельность в сфере коммуникационного дизайна, в 2020 г. оценивается в объёме 75,5 млрд руб.
Доля выручки коммуникационного дизайна в общей выручке дизайн-индустрии оценивается в 59 %.
Среднегодовой темп прироста выручки коммуникационного дизайна с 2017 года — 10 %
Промышленный дизайн — это отрасль дизайна, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида, а задачей — сделать производимый продукт удобнее.
Он охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий.
В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного, водного и воздушного транспорта, в т. ч. автомобилей, самолётов, поездов, разнообразного инвентаря.
Текстильный дизайн — область дизайна, направленная на создание структуры материалов и разработку узоров, рисунков, принтов для тканей, используемых в интерьерах и модной индустрии.
Fashion дизайн — создание одежды с учётом комплекса аксессуаров.
Основное отличие дизайнера моды (fashion) от дизайнера одежды — широта круга обязанностей.
Модные дизайнеры координируют создание всей коллекции бренда, включая сопутствующие товары и аксессуары, при этом всегда работают в команде.
Дизайнеры одежды отвечают только за наряды и имеют достаточно независимое положение в компании.
Интерьерный дизайн (дизайн интерьера) — сектор дизайна, обеспечивающий создание интерьеров помещений, сочетающих удобное и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми.
Он разрабатывается как для жилых помещений, так и для рабочего пространства (офисов, магазинов, складов, банкетных залов и т.д.).
Средовой дизайн — организует пространство обитания человека будь то город, двор, улица, парк или дом.
Концептуальный дизайн — разработка принципиальной идеи, проработка стратегий и подходов, используемых для проектирования, а также аналитика в области дизайна.
Сервис дизайн — это построение сервиса, ориентированного на потребности клиента. Сервис-дизайн делает опыт видимым — выявляет его и наглядно показывает в виде схем, инфографики и т.п.
Распределение организаций по сегментам рынка дизайна в 2020 г.
Из статистики видно, что больше половины организаций, работающих на рынке дизайна, осуществляют свою деятельность в секторе коммуникационного дизайна.
Потребителями дизайн-услуг, как правило, являются представители бизнеса.
Практически, каждая отрасль экономики в той или иной степени пользуется дизайн-услугами.
Опираясь на статистические данные, можно сделать следующие выводы:
При подготовке обзора использованы материалы исследования АКИ «Комплексное исследование рынка дизайна» (январь 2022), исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (2021), консалтинговых компаний Forrester (2021) и McKinsey (2018), доклада британского Совета по дизайну The Value of Design FactWnder (2007)