Чем грозит бизнесу использование шрифта без покупки лицензии? Кто будет оплачивать штраф, если шрифт взят с сайта-агрегатора? Что будет, если игнорировать письма от шрифтовой компании?
Тема выпуска — шрифты. В гостях Денис Васильев — руководитель коммерческого отдела компании TypeType.
Много лет я (автор подкаста) занимался разработкой сайтов. Однажды взял один шрифт из общей базы, и не проследил его на предмет лицензии. Недавно мне пришло “письмо счастья” (скрин ниже), в котором указали, что я не купил лицензию: шрифт я не использовал, но он числился в базе. Я удалил его, связался с компанией и пригласил ее в подкаст, так как считаю тему шрифтов важной для диджитал-рынка.
Друзья! Начинаю видео-версию подкаста: сейчас это экспериментальный формат — будет плавный переход. В дальнейшем таких роликов будет больше, так как рынок считает, что подкасты — жанр видео. Надеюсь на вашу поддержку: лайки, репосты коллегам и комментарии.
TypeType — шрифтовая студия. В этом году у нас юбилей — 10 лет. 5 лет назад я стартовал в должности менеджера по продажам. Ранее мы продавали лицензии на шрифты через российские и зарубежные площадки, но приняли решение взаимодействовать с клиентами напрямую — через меня. Сейчас это коммерческий отдел из 10 человек.
В целом общество осведомлено о шрифтах и коммерческом лицензировании, его приобретении и продлении. Эти знания уже не вызывают страха и нежелания работать с проектом.
В этом большая заслуга дизайн-сообщества, перед которым я снимаю шляпу. Дизайнеры сделали очень много для того, чтобы повернуть вектор общественного понимания в сторону коммерческих инструментов, в том числе шрифтов.
Про свободные шрифты: все дизайнеры их любят, тем более на старте. Обратная сторона — бесплатными шрифтами пользуются все. Их доступность говорит о том, что проект не будет слишком уникальным. Пример — шрифт Roboto.
Коммерческих шрифтов много, их нужно выбирать. Есть шанс, что при выборе определенного шрифта, вариантов повторения будет меньше — а значит, больше возможностей сделать продукт уникальным.
Лицензии на шрифты отличаются теми областями, в которых их используют. Если используешь их в полиграфической продукции, в логотипе и макетах — достаточно десктоп-лицензии — базовой лицензии для коммерческого продукта со шрифтом.
Разные шрифтовые студии подходят к лицензированию по-своему. Мы с 2020 отказались от отдельной лицензии на логотипы, и разрешили использовать шрифт в этом направлении под десктоп-лицензию. Некоторые студии выделяют эту лицензию, как отдельную.
Если собираешься использовать шрифт в интернете — нужна web-лицензия. Если задумал интегрировать шрифт в приложение — используй лицензию на мобильные приложения. При работе с видеоиграми — приобрети лицензию на видеоигру.
Когда осознанно подходишь к выбору шрифта для своего продукта, и заходишь на сайт шрифтовой студии — становится понятным, какая лицензия подойдет. У многих студий информация о лицензии написана понятным языком.
Но этой информации нет на сайтах генераторов шрифтовых файлов, где дизайнеры обычно их подбирают. Внизу есть дисклеймеры с предупреждением о том, что шрифты принадлежат правообладателям — так держатели генераторов снимают с себя ответственность.
Нужно смотреть на дисклеймер и проверять, коммерческий шрифт, или нет. При выборе шрифта на генераторе, нужно зайти в поисковик и написать название шрифта с фразой “купить лицензию”. Если выскочит сайт производителя — 95%, что он коммерческий. Напишите производителю.
В 95% случаев использование шрифтов без лицензии происходит без злого умысла. Дизайнер (web-разработчик, фрилансер) использует шрифт, закрывает проект и уходит. В случае нарушения, в TypeType такой порядок действий:
Первое письмо — лояльное. Мы не заинтересованы в том, чтобы наказать клиента. Успешные переговоры приводят к тому, что клиент приобретает лицензию, и мы находим в нем партнера на будущее. Ругаться на первом этапе смысла нет — клиент априори не является злоумышленником.
2. Обратная связь от клиентов: в основном люди идут на встречу и уточняют информацию о покупке лицензии. Кто-то просит нас доказать, что мы не мошенники. Реже люди не готовы взаимодействовать, и используют характерную речь, чтобы это донести.
Обычно мы идем на встречу и разрешаем убрать шрифт — используем лояльный подход и презумпцию невиновности.
Но есть клиенты, которые не убирают шрифт. В этом случае мы переходим к более серьезному диалогу.
А именно — суд и разные формы ответственности — в зависимости от того, насколько клиент неохотно идет на переговоры.
За использование шрифтов без лицензии есть три пути для привлечения к ответственности:
Разная ответственность подразумевает разные штрафы — двукратная стоимость лицензии, компенсация за нарушение авторского права, где ответственность регулируется в рамках миллионов рублей. Можем запросить публикацию в СМИ, что является репутационным ущербом. Если шрифт на продукции — ее можно извлечь, как контрафакт (прим.ред. — товары, поступившие в оборот с нарушением гражданского законодательства).
Мы не доходили до крайних мер воздействия, но угрожали. В основном клиент демонстрирует понимание на одном из этапов переговоров и происходит принятие-смирение-покупка лицензии.
В случае с сайтами и приложениями — мы можем написать жалобу на хостинг или маркетплейс. Озвучивания этого аргумента достаточно, чтобы клиент стал более лояльным в переговорах. Мы не просим о компенсации, двукратной стоимости лицензии — действуем в рамках обычного прайса.
Мы объясняем клиенту, что имеем возможность воздействовать на его продукт. Демонстрируем лояльный подход, ведя долгие переговоры: приводим аргументы, предоставляем нужные документы, проводим zoom-встречи, чтобы клиент убедился, кто мы. Ругаемся крайне редко, но на хостинг можем написать: обычно после этого несговорчивые клиенты становятся сговорчивыми.
Если мы видим рекламу с нашими шрифтами в магазинах, каталогах, афишах, YouTube-каналах, билбордах — смотрим, от чьего имени она демонстрируется. Если в базе лицензиатов видим компанию — все хорошо, если нет — пишем в отдел рекламы просьбу объяснить, кто делал визуал, и на основании какой лицензии. Наша десктоп-лицензия позволяет сделать макеты баннеров, которые демонстрируются от имени клиентов — сам клиент при этом не обязан приобретать лицензию.
В России шрифт защищается двумя способами: как компьютерная программа и как графический элемент. Десктоп-лицензия позволяет дизайнеру приобрести лицензию, сделать для клиента макет, и передать его в кривых (прим.ред. — векторный макет).
Зависит от необходимости согласования моментов между юридическим отделом клиента и агентства. Нам достаточно того, что у агентства будет приобретена десктоп-лицензия. Если агентство купило лицензию — пусть делает рекламу кому угодно.
У нас есть агентская лицензия, в рамках которой предоставляем всю библиотеку для рекламных агентств и дизайнеров, чтобы они могли тестировать шрифты в макетах. Нам они ничего не платят — лицензию купит клиент.
В 2020 в Америке висел постер: “Илон Маск, приглашаем тебя на Краснодарский форум”. Плакат был написан шрифтом, на котором не было лицензии. Мы связались с агентством: все прояснили и подружились с ребятами.
Чтобы не попадать в неприятные ситуации, перед тем, как использовать шрифт и демонстрировать его в любых коммерческих направлениях — проверьте, есть ли на него лицензия. 85% проектов — не самые большие, и их стоимость не составляет и 1% от всего проекта. Игра втемную не стоит свеч, которые зажигаются, если факт нелицензионного использования шрифта становится общедоступным. Разработчики шрифтов очень контактные — пишите им, и используйте шрифты в своих работах. Шрифты — это круто!
Проверяйте шрифты, друзья, и не забудьте подписаться на Telegram-канал подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и digital-секретов от автора.
Над материалом работали: