Бренд-архетипы Кэрол Пирсон и их тени на примерах персонажей известных сериалов

2023-10-04 15:21:57 Время чтения 19 мин 1945

Играем в «угадай архетип Кэрол Пирсон»: разбираем персонажей сериалов «Друзья», «Баффи — истребительница вампиров», «Lost» (Остаться в живых), «Рик и Морти» и фильма «Укрощение строптивого».

Сегодня мы хотим поиграть в угадайку с бренд-архетипами. Это полная импровизация, для которой я (прим.ред. — автор подкаста «Маркетинг и реальность») подготовил несколько заготовок из известных сериалов.Тема выпуска родилась так: у Насти (прим.ред. — редактор подкаста) в телефоне много сохраненных персонажей сериалов. Все они — представители архетипов. Это интересная тема, так как архетипы личностей и брендов — разные направленности.

Видео-версия выпуска подкаста «Маркетинг и реальность», где мы угадываем архетипы персонажей.
Дяченко Анастасия
редактор и информационный голос подкаста.
Друзья! Мы выходим в видеоформат, и очень нуждаемся в вашей поддержке — лайках, репостах и комментариях. Выпуск с нашими эмоциями, примерами персонажей и их бренд-архетипов можно посмотреть на YouTubeВК Видео или в группе ОК. А для любителей читать — просто оставайтесь здесь  — мы обогатили статью яркими и красочными Фиби, Баффи, Риком, Джоном Локом и многими другими. ^_^
Дяченко Александр 
бренд-стратег, автор подкаста.
Издательство «МИФ» (Манн, Иванов и Фербер) пригласило меня написать книгу по бренд-архетипам. В русскоязычном сегменте я один из двух людей, кто наследил в этой теме. Так что, в скором времени наша любимая тема будет взята под карандаш, и вы узнаете много всего интересного.

И помните, что у нас полностью готовы и жаждут ваших глаз и ушей статьи и выпуски про бренд-архетипы Шута, Бунтаря, Творца и Мага. Не поленимся и перечислим их полностью:

  1. Маг — выпускстатья с представителем бренд-архетипа Алиной Адт и статья с полным описанием архетипа.
  2. Шут — выпускстатья с представителем бренд-архетипа СТС Love и статья с полным описанием архетипа.
  3. Творец — выпускстатья с представителем бренд-архетипа Сончи Уточкиной и статья с полным описанием архетипа.
  4. Бунтарь — выпускстатья с представителем бренд-архетипа Михаилом Фадеевым и статья с полным описанием архетипа.

Сериал «Друзья»: кто есть кто по бренд-архетипам?

Фиби Буффе

Анастасия: Маг — потому что она отлетевшая, стиль ее одежды — летящий и манящий. Творец, потому что певица + рукоделие (выпечка, сумочки и т.д.). И Невинный — детская непосредственность, легендарная песенка «Smelly Cat».

Александр: о Невинном я не подумал. Творец в меньшей степени — желание самореализации и слепая вера в то, что делает. Давай поговорим про сильные стороны архетипов. Что Маг полезного давал Фиби? 

Анастасия: привлекает людей своей самобытностью: вокруг нее некий волшебный флер, к которому тянутся люди.

Александр: Невинный и Маг хорошо сочетаются, потому что Невинный верит в высокое и космическое, а Маг это излучает. У Фиби архетипы, как у Блиновской: Маг дает флер необычности. 

Моника Геллер-Бинг

Анастасия: Заботливый: любительница порядка. 

Александр: тень Заботливого — нарушение чужих границ своей чрезмерной заботой. У нее один архетип. Что позитивного дает Хранитель?

Анастасия: безопасность, защиту, уверенность и стабильность.

Александр: и удобство — вторая мамка.

Анастасия: Чендлеру как раз не хватало мамы — у него отец гей.

Александр: Моника закрыла его гештальт своей гиперопекой. В этом сериале много психологии: каждый в нем увидел себя.

Рэйчел Грин

Анастасия: Любовник и Ребенок — но детская непосредственность была у нее только в начале, потом она изменилась.

Александр: у нее произошла трансформация архетипов — она избавилась от Невинного (“Я не могу, у меня лапки”). А что хорошего дает Невинный?

Анастасия: вторичная выгода — ничего не делать: “решите за меня, я маленькая”. Ее Невинный и создал сериал: она входит в свадебном платье — и события закручиваются. Мне кажется, Росс в нее так и влюбился: если бы он встретил ее чисто Любовником — он бы побоялся. В силу того, что он неуверен в себе, ему нужен был более слабый.

Джоуи Триббиани

Александр: сперва я думал, что Джо — Любовник (“How you doing?”). Но и Шут может проявляться в самолюбовании. Оба эти архетипа в поиске удовольствий, но у Шута они сиюминутные.

Росс Геллер

Александр: тень Любовника — не испытывает любви к себе и ищет, кем бы заткнуть эту дыру.

Анастасия: он созависимый: травма от того, что жена — лесбиянка. 

Александр: и находит себе Невинного — нуждающегося в опеке — Рэйчел. Ей требовался опекун, а ему — заткнуть неуверенность в себе. Они расстались потому, что она отработала Невинного и выросла, а он — нет.

Анастасия: но в конце они все равно остались вместе.

Александр: возможно, он перерос в Заботливого.

Чендлер Бинг

Анастасия: Славный малый.

Александр: и Шоумен.

«Укрощение строптивого»: бренд-архетипы Элиа и Лизы

Анастасия: Лиза (Орнелла Мути) Любовник и Ребенок — любительница роскоши и желание, чтобы по ее прихоти все выполнялось. Но появился мужик, который не прибежал к ней по первому зову. В детстве — хочу конфетку, а во взрослом возрасте — Адриано Челентано. Элиа — Любовник и тень Мудреца — цинизм.

Александр: циник — чаще всего тень Мудреца: ты знаешь очень много, и обо всем сложил свое мнение. Так появляется цинизм: есть твое мнение и неправильное. Он ставит всех на место и продавливает границы. К концу фильма он изменился: принял чужие правила.

Анастасия: возможно, трансформировался в Заботливого (забота о Лизе). А Ребенку он и нужен, хоть и клюнула на Любовника. 

Александр: она клюнула из-за психологической нестабильности: “Почему мир под меня не прогибается?”

Анастасия: еще и комплекс Электры — найти того, кто дорастит за папу.

«Баффи — истребительница вампиров»: герой, злодей, любовник…

Баффи Саммерс

Анастасия: Герой и Любовник. В первых сезонах Невинный — желание быть обычным ребенком и ходить на свидания. Вместо него появился Заботливый — когда пришла Дон (младшая сестра). Испытание Невинного: найди того, о ком нужно заботиться, и перестань быть ребенком. Стиль в одежде: первые сезоны — Любовник (короткие юбки), последние — Заботливый (длинные юбки).

Костыль (Спайк, Уильям Кровавый)

Анастасия: Бунтарь и тень Любовника. В прошлом его прессовала властная мать. И Творец — он писал стихи.

Александр: А как стал вампиром — тень Творца — массовые убийства. Пока был человеком — Невинный — забота о матери, неуверенность в себе.

Руперт Джайлс

Анастасия: Мудрец.

Александр: в прошлом он был Бунтарем, но потом избавился от него.

Ксандер Харрис (Зендер)

Анастасия: Славный малый.

Уиллоу Розенберг

Анастасия: В последствии — тень Мага — разбомбила мир из-за смерти Тары. В начале — Невинный и Мудрец — отличница и любимица Джайлза.

Корделия Чейз

Анастасия: Любовник.

Александр: и Невинный — хорошо манипулировала другими за счет “лапок”.

Анастасия: скорее тень Невинного — не непосредственность, а манипуляция.

Анжел (Ангел)

Александр: тень Героя  — взваливает на себя ответственность за все в мире. До того, как вселили душу — был тенью Любовника — извращения в убийствах. 

Анастасия: и Заботливый — даже имя — Ангел, ангел-хранитель. Опекал Баффи, даже когда ушел в другой сериал, но раз в сезон мелькал — она плакала на его плече.

Сериал «Lost» («Остаться в живых») и трансформации героев

Джон Локк

Александр: Маг и Мудрец.

Анастасия: до острова был Невинным — неуверенный и травмированный: искал отца, пытался добрать любовь, недополученную в детстве.

Александр: или Заботливый — был покладистым, дал отцу почку. Но предательство его сильно изменило: пропал Заботливый и стал Магом, потому что рациональность ему не помогла. От рационального к иррациональному — к Великой Судьбе.

Анастасия: вера в то, что “остров требует свою жертву”. И Исследователь — как никто прошерстил остров.

Джек Шепард

Анастасия: тень Героя.

Александр: нет кнопки «стоп»: “я должен всех спасти”. У него один архетип — и поэтому он скучен.

Кейт Остин

Александр: на публике строит из себя Любовника и Заботливого: маска «покладистой» и «мягкой».

Анастасия: тень Невинного — убила отчима, капризы, все должно быть по ее велению. И тень Бунтаря — саморазрушение.

Джеймс Форд (Сойер)

Анастасия: тень Любовника и Бунтарь — непринятие правил общины: прячет алкоголь и лекарства.

Александр: Это любимое сочетание архетипов у девушек: тень Любовника возбуждает тайные пороки, как в Таро — карта Дьявола, искушение.

Саид Джарра

Анастасия: Герой — военное прошлое.

Александр: и тень Правителя — палач — его еще называют людоедСочетание Героя и тени Правителя — противоположные стороны: Герой, с его высокими идеалами — честь, достоинство, спасательство, и тень Правителя — уничтожение и расчленение.

«Рик и Морти»: семейные созависимости, алкоголизм и приключения

Морти Смит

Александр: Свой парень — не хочет путешествовать и быть героем, но Рик заставляет его. И он им становится: Герой — его второй архетип.

Джерри Смит

Анастасия: Невинный — неуверенность.

Александр: и тень Своего парня.

Анастасия: попытка быть своим и насмешки с этой попытки всеми окружающими.

Александр: и из-за этого он превращается в Невинного.

Саммер Смит

Александр: Любовник и Бунтарь — олицетворение подросткового возраста — стильная и бунтующая

Бет Смит

Александр: в отношении Джерри — тень Заботливого, в отношении отца — Невинный. Когда она раздвоилась — стала Бунтарем.

Рик Санчес

Анастасия: тень Мудреца и Исследователь.

Александр: еще тень Бунтаря и тень Мага — абсолютная власть над всем (“Я круче Бога!”) — по щелчку пальцев меняет реальность, цинизм тени Мудреца и саморазрушение. Чем старше человек, тем больше намешано архетипов. Большая внутренняя дыра, которую он заглушает алкоголем и путешествиями — от этого безумного сочетания архетипов он и втягивает всю семью в проблемы.


Друзья! “Остров требует свою жертву”, а мы не требуем, но будем очень рады, если вы сделаете репост статьи своим коллегам! ^_^

И не забывайте подписаться на Telegram-канал подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и digital-секретов от автора.

Над материалом работали:

  1. Анастасия Дяченко — редактор, информационный голос;
  2. Александр Дяченко — бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность».

По вопросам рекламы, участия, спонсорства и нативных интеграции в бренд-медиа и подкаст «Маркетинг и реальность».